«Ибо будет день, когда стражи на горе Ефремовой провозгласят:
'вставайте, и взойдем на Сион к Господу Богу нашему'.» (Иеремия 31:6)

כִּי יֶשׁ־יוֹם, קָרְאוּ נֹצְרִים בְּהַר אֶפְרָיִם; קוּמוּ וְנַעֲלֶה צִיּוֹן, אֶל־יְהוָה אֱלֹהֵינוּ
(Ки йеш йом каръу ноцрим бэ-hар Эфраим куму ве-наалэ Цийон эль Адонай Элоhэйну!)


В оригинале на иврите для слова «стражи» использовано слово נֹצְרִים от корня נֹצְרִ что значит «хранить, беречь, стеречь, соблюдать».
Так же это слово можно перевести как «отпрыск, росток, отросток, ветвь». А по Писанию мы можем увидеть, Кого называют «Ветвью» или «Отраслью»: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его...» (Исаия 11:1-5)
А так же нам сказано, кто является ветвями от Отрасли: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь... Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.» (Иоанна 15:1-4)
Ещё сказано про ветви: «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины...» (Римлянам 11:17), то есть ветви — это так же и привитые к народу Израиля через вступление в Завет с Богом.
Первых христиан называли секта ноцрим, от ивритского נֹצְרִים или נוצרים "часовые" или "стражи" (те, кто "охраняют" чистоту учения), также назореи (греч. Νασαραίοι), исходя из написаного: «И, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.» (Матфея 2:23) В иврите слово "ноцрим" (נוצרים) обозначает всех христиан, по-видимому, с того времени, когда ноцрим были буквальными христианами, единственными кого знали евреи.
Свидетельства об этом есть в Мишне. Рабби Тарфон и рабби Ишмаэль говорят о ноцрим в их дни (в 16-ой главе трактата Шаббат), т.е., первых ноцрим, и эта секта в то время не хотели отделяться от народа Израиля, и наоборот, говорили о нем доброе (и пока не пришел Шаул из Таршиша – даже не хотели разговаривать с неевреями), считали себя частью народа Израиля во всех своих делах, вели себя по их обычаям, включая изучение Торы и исполнение заповедей в большинстве их, и относились с презрением к вере в идолов, т.е., к господствующей тогда религии. (Игрот кодеш, т.2, 267)
Поэтому действительно, когда мы читаем: «Ибо будет день, когда ноцрим на горе Ефремовой провозгласят...», то буквально это значит, что христиане на горе Ефремовой, привитые к рассеянному колену Ефремову, дому Израилеву призовут к восстановлению Завета с Богом.

На протяжении всей Библии рассказывается об отношениях между Богом и Его народом, вступившим в Завет. Эти отношения сравниваются с отношениями мужа и жены. Но народ Израиля нарушил верность своему Творцу, отступив от заповедей Завета. В результате чего народ Божий попал в плен, из которого вернулись только два колена Израиля, а десять были утеряны, рассеяны между другими народами до сегодняшнего дня. Образно говоря, Муж дал разводное письмо жене, нарушившей верность. «Говорят: «если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему?... И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала.» (Иер.3:1-8)
Тут возникает проблема — Бог обещал, что соберёт всего Израиля в конце времени, но так же мы знаем, что если муж даст разводное письмо жене, то по заповедям Торы она уже не может вернуться к нему. Но мы знаем, что обетования Божии непреложны. Так же мы знаем, что закон замужества действует до смерти одного из супругов: «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества... Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.» (Рим.7:2-4) Поэтому, чтобы вернуть Свой народ, Бог воспринял плоть и претерпел смерть, чтобы неверная жена могла вернуться к своему Мужу. А пока рассеянные десять колен Израиля живут среди других народов.
«Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь... Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего. Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф - имя Его; и Искупитель твой - Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он. Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой. На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя.» (Ис.54:1-7)
«...у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа...» Также пророки неоднократно возвещали, что кроме колен Израиля в завет с Богом вступит великое множество иноплеменников. «И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, - и покой его будет слава.» (Ис.11:10)

Согласно Божьего Слова, если какой иноплеменник хотел присоединиться к сообществу народа Израиля, он должен был вступить в завет с Богом, сделать обрезание и соблюдать заповеди.
«Если же поселится у тебя пришлец и захочет совершить Пасху Господу, то обрежь у него всех мужеского пола, и тогда пусть он приступит к совершению ее и будет как природный житель земли; а никакой необрезанный не должен есть ее; один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами.» (Исх.12:48,49)
«Если же поселится у тебя пришлец и захочет совершить Пасху Господу...»
И сегодня иноплеменники совершают Пасху Господу, которая есть Иисус Христос «...Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.» (1Кор.5:7)
«И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов.» (Ис.56:6,7)
«И разделите ее по жребию в наследие себе и иноземцам, живущим у вас, которые родили у вас детей; и они среди сынов Израилевых должны считаться наравне с природными жителями, и они с вами войдут в долю среди колен Израилевых. В котором колене живет иноземец, в том и дайте ему наследие его, говорит Господь Бог.» (Иез.47:22,23)
«В котором колене живет иноземец, в том и дайте ему наследие его...»
На территории современного Израиля сегодня живет дом Иуды — колено Иуды и Вениамина. Остальные десять колен — колено Ефрема, дом Израиля находятся в рассеянии, значит иноплеменники, живущие среди колена Ефрема, в нем и получают наследие. Наследие спасения и Богосыновства. «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас... Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.» (Рим.8:11-17)
В конце времени Бог соберет все колена Израиля и объединит дом Иуды и дом Ефрема: «Ты же, сын человеческий, возьми себе один жезл и напиши на нем: «Иуде и сынам Израилевым, союзным с ним»; и еще возьми жезл и напиши на нем: «Иосифу»; это жезл Ефрема и всего дома Израилева, союзного с ним. И сложи их у себя один с другим в один жезл, чтобы они в руке твоей были одно. И когда спросят у тебя сыны народа твоего: «не объяснишь ли нам, что это у тебя?», тогда скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я возьму жезл Иосифов, который в руке Ефрема и союзных с ним колен Израилевых, и приложу их к нему, к жезлу Иуды, и сделаю их одним жезлом, и будут одно в руке Моей.» (Иез.37:16-19)
Поэтому каждый иноплеменник, вступающий в завет с Богом через жертву Иисуса Христа и обрезание сердца по духу, и обещающий соблюдать Божьи заповеди, присоединяется к сообществу народа Израиля наравне с природными жителями в отношении спасения. «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.» (Рим. 2:28,29)
«В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым.» (Кол. 2:11)
«И обрежет Господь Бог твой сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всей души твоей, дабы жить тебе.» (Втор.30:6)
«Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.» (Евр. 9:11,12)
«Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.» (Галатам 3:29)
«Мы, братия, дети обетования по Исааку.» (Галатам 4:28)
«Ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.» (Римлянам 9:6-8)
«И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых... После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих.» (Откр.7:4-9)

И мы, вступающие сегодня в завет с Богом, вступаем не в какой-то новый завет, а в Завет бывший от начала, обязуемся соблюдать не новые заповеди, а заповеди провозглашенные от сотворения мира. Мы должны вспомнить об истоках нашей веры, о заповеданных вечных заповедях, восстановить попранный Завет. «Не дорогой ли у Меня сын Ефрем? не любимое ли дитя? ибо, как только заговорю о нем, всегда с любовью воспоминаю о нем; внутренность Моя возмущается за него; умилосержусь над ним, говорит Господь. Поставь себе путевые знаки, поставь себе столбы, обрати сердце твое на дорогу, на путь, по которому ты шла; возвращайся, дева Израилева, возвращайся в сии города твои.» (Иер.31:20,21) «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями... Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине. Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников.» (Рим.11:17-25)
Мы должны делать все возможное, что помочь евреям принять своего Спасителя: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!» (Матф.23:37-39)
«Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасение его - как горящий светильник... На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте, - не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле... Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов!» (Ис.62:1-10)
«А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце.» (Зах.12:10)
«В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты.» (Зах.13:1)
«Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу.» (Еф.2:11-19)