[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Наша жизнь » פסח - Еврейские традиции праздника Песах
פסח - Еврейские традиции праздника Песах
BenhorinДата: Вторник, 25.03.2014, 09:18 | Сообщение # 1


Группа: Администраторы
Сообщений: 1077
Статус: Offline
ПЕСАХ פסח
«И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный день праздник Господу, во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его», «И когда скажут вам дети ваши: «что это за служение?», скажите: «Это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо сынов Израилевых в Египте, когда поражал египтян, и домы наши избавил» (Исх. 12:14,26-27).
Приближается праздник Песах, и самое время вспомнить об его истории и связанных с ним традициях у еврейского народа.
Песах - один из самых известных еврейских праздников во всем мире. В 2014 году Песах отмечается с вечера 14 апреля по вечер 21 апреля. О первом празднике Пасхи повествует вторая книга Торы - Исход.
Песах длится восемь дней. За неделю до наступления праздника еврейские семьи подготавливают все необходимое для празднования праздника. Вечером накануне Песаха проводят церемонию «Бдикат Хамец» («Поиски квасного»). Глава семьи должен взять свечу и обойти весь дом в поисках квасного. Собираются даже мельчайшие крошки, а затем их сжигают. Эта традиция берет свое начало из Библии, где написано: «... Я со светильником осмотрю Иерусалим и накажу тех, которые сидят на дрожжах своих и говорят в сердце своем: «не делает Господь ни добра, ни зла» (Соф. 1:12).
Много раз в Библии Бог обращается к Своему народу подобным образом, говоря, чтобы люди «посмотрели на пути свои» и сравнили их с путями Божьими. Свет свечи символизирует свет Слова Божьего, который показывает человеку на его грехи. Псалмопевец Давид говорит о Слове Господа: «Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118:105).
В первый день Песаха мы вспоминаем, как Бог отцов наших - Авраама, Исаака и Якова - вывел евреев из земли Египетской. Для этого надо было принести в жертву годовалого ягненка и помазать его кровью косяки дверей домов. Благодаря этой крови смерть прошла мимо евреев, когда Бог поражал первенцев по всей земле Египетской. Поэтому и назвали этот праздник Песах, что на иврите значит פסח - «миновать» или «пройти мимо».
Мессианские евреи видят в этой истории и праздновании Песаха прообраз жертвы Йешуа Мессии, Кто был назван Агнцем Божьим. Подобно тем древним жертвенным ягнятам, Его непорочная жизнь была принесена для искупления из рабства греха, чтобы гнев Бога миновал нас, когда Он придет судить народы в конце времен. В течение Пасхального служения вы можете увидеть, что оно является образом смерти Йешуа, Его воскресения и обетования Его возвращения.
Сидя за пасхальным столом, мы представляем себе, будто мы сами в Египетском рабстве. По мере того, как развивается рассказ, мы как бы переживаем весь исторический опыт еврейского народа вплоть до нашего освобождения. В Талмуде по этому поводу сказано: «Человек должен представить себе, будто он сам вышел из Египта» (Песахим 116 б).
Пасхальная Агада האגדה של פסח. Само слово «агада» означает «рассказ». Пасхальная Агада - это книга, которую читают за праздничным столом. Весь Пасхальный вечер проходит строго в соответствии с древней традицией проведения Пасхального застолья и называется седер, что на иврите значит порядок.
До наших дней сохранились книги Пасхальной Агады, написанные много веков назад. Они представляют большую ценность. Ими уже почти не пользуются для чтения, почти все они хранятся в музеях. Зато копии со старинных иллюстраций часто помещают в новых изданиях Пасхальной Агады.
На Песах пьют четыре чаши вина. Каждая чаша имеет свое особое название. Первая чаша называется Кадеш (קדש) или чаша Освящения. Вторая чаша - Казней. Третья чаша - чаша Искупления, и четвертая чаша Галлель или чаша Хвалы. Когда мы пьем первую чашу, чашу Освящения, мы посвящаем наше служение Господу и молимся о благословении всех присутствующих.
Обычай наполнять пять бокалов основан на отрывке из Торы, который упоминает о пяти ступенях освобождения из египетского рабства (Исх. 6:6):
«И выведу вас из Египта» - Первый Бокал - за физический Исход.
«И избавлю вас от служения им» - Второй Бокал - за духовный Исход. Его выпивают после рассказа об Исходе.
«И спасу вас мышцею простертою и судами великими» - Третий Бокал - за спасение от преследования. Выпивают после «Благословения после трапезы».
«И Я приму вас к Себе в народ» - Четвертый Бокал, который мы пьем после «Галлель», - в память о даровании Торы, как ключевого события, в котором заключен смысл Исхода.
Таковы четыре обязательных бокала. Однако в следующем стихе в Торе говорится: «И Я введу вас в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову». Поколение, вышедшее из Египта, не дожило до этого, оно умерло в пустыне, и в землю Израиля вошли только их сыновья. Что касается нас, то все мы, евреи, находящиеся в Израиле или в диаспоре, тоже ждем освобождения, то есть прихода Машиаха и установления Его царства, восстановления Храма и соответствующей духовной жизни. Мы не знаем, произойдет ли это при жизни нашего поколения или нет, но мы должны постоянно надеяться и ждать этого прихода и стараться сделать все, чтобы его приблизить. И мы наливаем, хотя и не пьем, Пятый Бокал - один на всех, и называем его «Кос шэль Элиягу» (Бокал пророка Илии), так как этот пророк призван был возвестить о приходе Мессии.
На последней вечере перед распятием Иисус Мессия поднял первую чашу, сказав: «Примите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божье» (Лк 22:17-18).
 
BenhorinДата: Вторник, 25.03.2014, 20:11 | Сообщение # 2


Группа: Администраторы
Сообщений: 1077
Статус: Offline
Хлеб печали (מצה маца), который ели наши предки в земле Египетской. С первого вечера Песаха начинается семидневный праздник, который называется Праздник опресноков (Хаг га-мацот). Во время этого праздника евреи не едят ничего квасного. Почему нельзя есть именно квасное? Потому что в Библии закваска упоминается как символ греха. С древности небольшая часть закваски использовалась для заквашивания теста. Закваски совсем немного, но от нее все тесто очень быстро увеличивается в объеме. Подобным образом и грех проникает во все сферы жизни человека и воздействует на них. Царь Соломон, понимая это, провозгласил: «Нет человека праведного па земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7:20) И отголоски этого мы видим в послании апостола Павла: «Потому что все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим. 3:23)
Преломление мацы (יחץ Яхац). Самый загадочный предмет на Пасхальном столе - это мешочек, который называется «Маца тош». Внутри него находятся три пластинки мацы. Ведущий седера берет среднею мацу и делит ее надвое. Затем он заворачивает в ткань большую часть мацы и кладет в сторону, другую половину кладет обратно в мешочек. Половинка мацы, завернутая в ткань, называется Афикоман. Афикоман - не еврейское слово. Это греческое слово означает «появиться позже». Афикоман съедят позже, когда произойдет нечто таинственное: за вернутый Афикоман будет спрятан от детей и затем их пошлют искать его. Найдя спрятанный Афикоман, дети должны его вернуть, а ведущий должен выкупить его у них.
Четыре вопроса (מה נשתנה Ма Ништана). Посредством празднования Пасхи мы можем разъяснить нашим детям, в чем состоит смысл искупительного акта Бога. Бог заповедовал нам, чтобы мы в каждом поколении рассказывали о событиях, произошедших с нашими предками более двух тысяч лет тому назад. «И скажешь ты сыну твоему в тот день так: ради исполнения этой заповеди сделал Господь мне это при исходе моем из Египта» (Исх. 13:8).
Ведущий вызывает детей, которые задают традиционные четыре вопроса: Чем эта ночь отлична от других ночей? Почему во все остальные ночи мы едим и пресный, и квасной хлеб, а в эту ночь - только пресный (мацу)? Почему во все другие ночи мы едим разную зелень, а в эту ночь - только горькую? Почему во все другие ночи мы едим как хотим, сидя или облокотившись, а в эту ночь мы едим только облокотившись?
Ответы (עבדים חיינו Авадим Хайину). Рабами мы были у фараона в Египте, и Бог Всесильный Наш вывел нас оттуда Рукою мощною и Мышцею простертою. И если бы не вывел Всевышний предков наших из Египта, то мы и дети наши, и дети детей остались бы порабощенными в Египте. Мы едим только пресный хлеб, чтобы помнить, что в спешке дети Израиля, взявши с собой только пресный хлеб, вышли из земли египетской. Мы едим только горькие травы, чтобы помнить, как горько было быть в рабстве. Макая горькие травы в соленую воду, мы вспоминаем, что жизнь в тяжелейшем рабстве становится сладкой с обетованием искупления. И, облокотившись во время еды, мы вспоминаем древнее общество, в котором только свободные, только искупленные могли есть, облокотившись на стол. Когда-то мы были рабами в Египте, но Бог - наш Искупитель - освободил нас.
Пасхальная история (מגיד Магид). Сильной рукою Бог вывел нас из Египта. Библия учит, что наши предки были рабами в Египте, где фараон наложил на них тяжкое бремя непосильного труда. Надсмотрщики заставляли израильтян изготовлять кирпичи для пирамид фараонов в городах Рамсес и Питом. Но, несмотря на испытания, израильтяне продолжали расти в численности и крепнуть. Это вызывало в фараоне великую тревогу, и он приказал убивать всех израильских новорожденных мальчиков. По его приказу каждый новорожденный мальчик должен был быть брошен в реку Нил. Как же была велика горечь еврейского народа! В великом страдании они возопили к Богу, и Бог услышал их вопль. Бог помнил Свой завет, и Он восставил избавителя Моисея и послал его в дом фараона провозгласить повеление Господа: «Отпусти Народ Мой». Но фараон не послушался Господа Бога, и девять казней были излиты на египтян, на их скот и урожай. Сердце фараона вновь осталось ожесточенным, он не поддавался воле Божьей и не отпускал евреев. Тогда Бог, исполнив обещание, излил десятую казнь на его землю - «смерть египетских первенцев»: «И умрет всякий первенец в земле Египетской, от первенца фараонова до первенца рабыни, и все первородные от скота; а Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской, и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я - Господь» (Исх. 11:5; 12:12).
Еврейский народ был изначально защищен от первых казней, но чтобы евреи смогли избежать последней казни, Бог повелел им принести в жертву годовалого ягненка. «И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его... И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь, и пройду мимо вас...» (Исх. 12:7,13).
Почему наши предки не были автоматически избавлены от последней казни? И почему им потребовалось убивать агнцев, чтобы спастись? Возможно, потому, что эта казнь была Божьим судом за грех человека. Библия объясняет, что возмездие за грех - смерть (Иез. 18:4), и также как и египтяне, мы, евреи, были виновны в грехе (И.Нав. 24:14). Мы заслуживаем суда Божьего, но в Его милости и любви Бог принимает замену - смерть пасхального агнца, т.е. агнец умирает вместо нас. Он вкусил смерть - наказание Божье, которое должно было бы излиться на нас. В Пасхальную ночь Бог помиловал нас от суда, который мы заслуживали. Он освободил нас от рабства фараона и все это - через смерть Пасхального Божьего Агнца.
Это - картина великого искупления через смерть другого Агнца, Йешуа Мессии. Так же, как наши предки, мы (евреи или не евреи) являемся рабами великого фараона - греха и, как следствие, заслуживаем наказания. Но по великой милости и любви Бог приготовил замену: Агнца Божия - Йешуа Мессию. Йешуа умер за нас, также как древние пасхальные агнцы умирали ради искупления людей. Он умер за наши грехи и воскрес из мертвых. Пророк Исайя предсказал за много веков вперед смерть Йешуа: «Но Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились... Он истязаем был... как овца, веден Он был на за клание... и за преступление народа Моего претерпел наказание...» (Ис. 53:5, 7, 8).
Бог хочет спасти нас от суда и освободить от рабства греха через смерть и воскресение Йешуа Мессии. И сейчас, как и наши предки, мы должны принять кровь Пасхального Агнца, чтобы ангел-губитель не коснулся нашей жизни.
 
BenhorinДата: Вторник, 25.03.2014, 20:17 | Сообщение # 3


Группа: Администраторы
Сообщений: 1077
Статус: Offline
Все предметы на Пасхальном столе рассказывают историю искупления. Первый предмет называется КАРПАС. Обычно это небольшой кусочек луковицы или кусочек вареного картофеля. Карпас является символом жизни, но перед тем, как съесть, его макают в соленую воду. Таким образом, макая в воду карпас, мы вспоминаем, что жизнь без искупления - это жизнь, погруженная в слезы.
Следующий предмет называется МАРОР - горькие травы. Марор напоминает о горечи египетского рабства. Этот пасхальный предмет также дает нам важный урок о рабстве греха. Сердце, которое было обладаемо горьким корнем, - это сердце, которое еще долгое время остается в рабстве, даже после физического освобождения. Это подобно саду, заполненному сорняками, который не может быть очищен просто обрезанием верхушек растений, - также и грех в нашей жизни не может быть исправлен через внешнее исполнение добрых дел. Поэтому Иисус обличал некоторых из наших лидеров, говоря: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые по наружности кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты... Вы по наружности кажетесь людям праведны, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:27-28)
Вот почему Бог через пророка Иезекииля обещал дать нам новое сердце и новый дух - Святой Дух - который очистит нас изнутри (Иез. 36:25-27).
ХАРОСЕТ - это символ, напоминающий о глине, которую наши предки использовали для изготовления кирпичей. Харосет - это смесь тертых яблок, груш и орехов. Сейчас вы, возможно, удивлены: «Почему такая сладкая смесь используется для описания очень горького труда?» Мы же говорим, что даже самая горькая работа становится слаще с обетованием искупления. Есть традиция: вкушать вместе харосет и марор, вспоминая горечь жизни в рабстве и сладость Божьего искупления.
БЕЙЦА - сваренное вкрутую яйцо напоминает нам о жертве, называвшейся «хагига» (от ивр. хаг - «праздник»). Эту жертву приносили в Храме в праздник Песах, Шавуот и Суккот. Другое объяснение гласит: чем дольше варят яйцо, тем тверже оно становится; так и народ Израиля с каждым бедствием, постигающим его, становится все тверже и закаленней. Есть и еще одно объяснение: крутое яйцо - это пища скорбящих, поэтому за пасхальным столом мы едим крутое яйцо в знак траура по разрушению Храма.
ХАЗЕРЕТ - тертый хрен, его терпкий горький вкус напоминает нам (также как, и вкус марора) о горечи египетского рабства. Хазерет мы едим вместе с мацой, из которой мы делаем своего рода сэндвич. Это напоминает нам об обычае Гилеля, одного из величайших мудрецов Израиля, который в свою очередь поступал таким образом в память о том, что ели мясо пасхальной жертвы, мацу и марор в те времена, когда существовал Храм.
Последний предмет, возможно, самый странный из всех. Он называется ЗЕРОА - куриное крылышко или кусок мяса с косточкой. Песах - праздник, когда в Иерусалиме приносили в жертву пасхальных агнцев. Но сейчас на Песах агнцев в жертву уже не приносят. Вот причина: агнцы, которые использовались для пищи на Пасху, были Пасхальными жертвами. Но в 70-м году н.э. Иерусалимский Храм был разрушен римлянами, а там находился алтарь, на котором приносились все жертвы, и с того времени до наших дней жертвы перестали приносить, и ни один агнец не был заклан в Пасху. Но зероа напоминает нам о древних пасхальных жертвах, которые мы больше не можем приносить.
После того, как мы познакомились со всеми предметами праздничного Пасхального стола, сам по себе возникает интригующий вопрос: - без алтаря, без Храма, без жертв как мы можем быть прощены, и как мы можем быть искуплены от власти греха? Ведь закон Моисея дает четкое определение: «Потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Лев. 17:11).
Без Храма, без алтаря, - как может стать доступным искупление? Более двух тысяч лет назад жил еврей по имени Йоханан Гаматбилъ. Возможно, вы его лучше знаете под именем Иоанн Креститель. И вот однажды, когда он крестил людей в реке Иордан, он увидел другого еврея, по имени Йешуа. Иоанн провозгласил: «Вот Агнец Божий, Который берет грех мира».
Древние жертвы, включая пасхальные, приносились Богу в Храме, чтобы преподать нам важный урок. Мы - грешники, и за наши грехи заслуживаем смерти. Но Бог в Своей милости принял заместительную смерть вместо нашей смерти.
Безгрешная и непорочная смерть за нас. Итак, Мессия пришел исполнить пророчества и, как непорочный Агнец, умереть за наши грехи. Вот как мы искуплены, вот как прощены наши грехи. Не через жертву агнцев, но через совершенного Агнца Божьего, Который взял на Себя грех всего мира.
 
BenhorinДата: Вторник, 25.03.2014, 20:29 | Сообщение # 4


Группа: Администраторы
Сообщений: 1077
Статус: Offline
Вторая чаша. Песах - это время радости, и наполненные чаши символизируют радость. Ведущий начинает убавлять содержимое второй чаши и при этом произносит названия казней, которые постигли египетскую землю.
דם Дам - «кровь» (вода в Ниле стала кровью, и не могли египтяне пить ее. Наказание начато было с реки Нил, так как египтяне поклонялись ей как божеству).
צפרדע Цфардеа - «жабы» (они были повсюду, поднялись они и наполнили все дома египтян и спальни, и постели, и печи).
כנים Киним - «мошкара» (весь прах земной воскишел ими по всей земле египетской, и были они на людях и на скоте).
ערוב Аров - «дикие звери» (дикие звери, скорпионы, змеи заполнили всю землю египетскую, лишь евреи не страдали от них).
דבר Девер - «мор скота» (массовый падеж скота, но из еврейского скота не пало ни одного животное).
שחין Шхин - «сыпь на коже» (Моисей и Аарон взяли горсти пепла из печи и бросили его к небу, и стал пепел пылью во всем Египте - воспалением, дающим нарывы у людей и скота).
ברד Барад - «град» (весьма сильный, подобного которому не было в Египте, град одновременно с огнем. И побил град все, что было в поле, от человека до скота, и все деревья полевые поломал, только там, где были евреи, не было града. И фараон уже совсем было согласился отпустить евреев, но увидев, что град прекратился, снова ожесточил свое сердце и не отпустил их).
ארבה Арбэ - «саранча» (закрыла она небо сплошной тучей и села так плотно, что не только было не видно земли, но покрыла она всю землю слоем полметра толщиной; и съела она все, что осталось после града).
חשך Хошех - «тьма» (густая, осязаемая тьма, через которую трудно было продвигаться, стояла над Египтом три дня. И не вставали египтяне со своего места, но у сынов Израиля был свет в жилищах их).
מכת בכורות Макат Бехорот - «казнь первородных» (умерли все первородные по всей земле египетской: от первенца фараона, который должен был воссесть на его престоле, до первенца рабыни. Потому, что весь Египет притеснял евреев, и даже у рабов было одно желание - поработать кого-нибудь из них. И стоял плач по всему Египту, и в каждом доме был мертвый).
Фараон сказал Богу: «Нет!», он много раз отвечал Богу подобным образом. И вот Всевышний поразил Египет смертью и разрушением, и последняя страшная казнь коснулась дома фараонова: первенец в доме фараона умер. Это урок для всех нас. Как часто мы сознательно говорим Богу: «Нет». Мы знаем Его волю для нашей жизни, но мы говорим: «Нет». Некоторые из вас еще не отдали своей жизни Иисусу. Вы знаете в своем сердце, что Иисус - наш Мессия, и вы знаете призыв Божий - следовать за Ним. Но вы боитесь и, таким образом, говорите Богу: «Нет». Другие из вас уже верующие, но вы боитесь посвятить свою жизнь служению Ему. Вы тоже говорите Богу: «Нет». Фараон тоже сказал «Нет» - Божьей воле. Друзья, если сегодня Бог говорит к вашему сердцу, прислушайтесь, что Он хочет сказать вам, слушайте и будьте послушны. «... ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших» (Евр. 4:7).
Но Песах также и время радости. Мы можем радоваться не только потому, что наши предки были освобождены из рабства фараона, но и потому, что каждый из нас, еврей или не еврей, может освободиться даже от еще более страшного рабства - рабства греха, если доверит свою жизнь Йешуа.

Поиски Афикомана (צפון Цафун). После того, как Афикоман найден детьми и выкуплен ведущим, начинается сама церемония Афикомана. Эта традиция не просто детская игра. Мы нигде не могли бы найти более четкую картину жизни Мессии Йешуа, чем в этом обряде Афикомана, когда опреснок был преломлен, погребен и восставлен. Даже маца, опреснок, является символом безгрешной природы Иисуса. Мацу во время ее приготовления бьют - Иисус был тоже избит римлянами. Пророк Исайя говорит: «Его ранами мы исцелились». Приготовляя мацу, ее продырявливают. Иисус был пригвожден. Бог через пророка Захарию предсказал: «... и от воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12:10)
Почему мацу преломляют, «погребают» и возвращают обратно? Вспомним, как Мессия Иисус на тайной вечере, подняв Афикоман, сказал: «Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: «Сие есть Тело Мое за вас ломимое. Сие творите в Мое воспоминание» (1Кор. 11:23-24).

Третья чаша (ברך Берах). Обычно на Песах пьют красное вино, которое напоминает нам о крови пасхальных агнцев. Эти агнцы были принесены в жертву для искупления евреев из рабства фараона. Таким же образом кровь другого Пасхального Агнца - Мессии Йешуа - была принесена ради искупления нас из еще большего рабства - рабства греха, влекущего за собой смерть. На последнем седере, который мы лучше знаем под названием Последней Вечери, Он поднял чашу Искупления и сказал: «... сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1Кор. 11:25).
Когда Йешуа назвал Афикоман Своим Телом, и когда Он назвал вино Своей Кровью, Он отождествил Самого Себя с Пасхальным Агнцем, который должен был умереть ради искупления сынов Израиля из египетского рабства. Отождествляя Самого Себя с древними агнцами, Иисус сделал важное утверждение. Он сказал, что также, как агнцев должны были принести в жертву ради освобождения наших предков из египетского рабства, так и Он должен был принести в жертву Свою безгрешную жизнь, чтобы искупить нас из рабства греха. И также, как наши предки должны были помазать кровью агнцев косяки домов, чтобы избежать последнего суда над землей Египетской, так и мы должны верить, что Мессия умер вместо нас, чтобы нам получить жизнь вечную после грядущего суда Божьего.

Четвертая чаша (הלל Галлель). По еврейской традиции Галлель - это 112-117 псалмы. В конце Пасхального седера Иисус и Его ученики воспели псалмы: «И воспевши, пошли на гору Елеонскую» (Мф 26:30).
Эти псалмы ученики пели, вспоминая события, когда Бог вывел евреев из рабства на свободу, и все войско фараоново было истреблено, когда сестра Моисея Мариам и дочери израильские, взяв тимпаны, закружились в танце перед Господом, славя своего Избавителя.

Чаша пророка Илии. Последняя чаша - чаша пророка Илии (Элишу Га-нави). Никто не пьет из этой чаши. Во многих еврейских домах во время Пасхального седера ставят чашу и оставляют место за столом для пророка Илии. Почему? У еврейского пророка Малахии записано, что перед приходом Мессии будет возвращение Илии пророка. «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4:5)
Итак, дети открывают двери с надеждой, что пророк придет в дом и провозгласит пришествие Мессии - Сына Давида, - Машиаха бен Давида. Мы же с вами знаем, что Илия уже приходил. Говоря об Иоанне Крестителе, Иисус сказал: «Если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (Мф. 11:14).
Итак, мы увидели, что вся Пасха и все части Пасхального седера открывают для нас замечательный образ Мессии. Резюмировать всю эту главу можно словами апостола Павла: «...ибо Пасха наша, Мессия, заклан за нас» (1Кор. 5: 7).
Хаг Песах Самеах!
 
BenhorinДата: Суббота, 10.05.2014, 00:36 | Сообщение # 5


Группа: Администраторы
Сообщений: 1077
Статус: Offline
Последняя Вечеря Иисуса. Сегодня существует два противоположных мнения о том, что символизировала последняя пасхальная вечеря Иисуса и как она происходила. Современные исследователи говорят о тесных культурно-исторических взаимосвязях между идеями, отображенными в Евангельских повествованиях, и идеями, существовавшими в раннем раввинистическом иудаизме. Сторонники же традиционного мнения заявляют, что в верхней горнице никакого Пасхального Седера происходить не могло. По их мнению, Тайная Вечеря является исключительно христианским ритуалом, на основании которого возникла Евхаристия в традиционных христианских церквах.
Целью нашего исследования является реконструкция событий, которые происходили в верхней горнице перед тем как Иисус был распят, на основе сравнения Пасхального Седера, описанного в тексте Мишны и других документах эпохи раннего иудаизма с историей о Последней Вечере Иисуса, которая упоминается во всех четырех Евангелиях (Матфея 26:17-44, Марка 14:12-36, Луки 22:7-39 и Иоанна 13).
Пейсах в эпоху Второго Храма.
Самой распространенной ошибкой многих новозаветных исследователей является непонимание разницы между празднованием Пейсаха, описанным в 12 главе книги Исход и Пасхальным Седером, который в Торе вообще не упоминается, а является традицией. Дело в том, что оба этих ритуала в тексте Евангелий называются одним арамейским словом Пасха, записанным греческими буквами. Так в Евангелии от Иоанна 18:28 говорится о том, что первосвященники привели Иисуса к Пилату но «не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху». С другой стороны в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки говориться о том, что ученики Иисуса спрашивают Его «где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим» (Марка 14:12).
В книге Второзаконие мы видим повеление о праздновании Пасхи «Наблюдай месяц Авив, и совершай Пасху Господу, Богу твоему... Не можешь ты заколать Пасху в котором-нибудь из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе; но только на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его, заколай Пасху вечером при захождении солнца, в то самое время, в которое ты вышел из Египта». (Второзаконие 16:1-7).
На основании этого отрывка становится понятным, что ученики никаким образом не могли заколоть Пасхального агнца в верхней горнице и тем более не мазали косяки дверей кровью.
Трактат Песахим, описанный в Мишне, повествует о традиции, которые существовали 40 лет спустя после смерти Иисуса. Само название Песахим, множественного числа уже говорит о том, что в I в. существовало несколько пасхальных ритуалов. В частности, Мишна заостряет внимание на том, как Пейсах праздновался в домах у людей и в Храме. Иными словами существовали две разные церемонии. В своих домах люди совершали два действия: поиск и уборку квасного, а также Пасхальный Седер. В Храме же заколался Пасхальный Агнец, который, согласно сказанному в книге Второзаконие должен был съедаться там же.
Этот ритуал описан в пятой главе трактата. Как только двор Храма заполняется людьми, двери запираются и звучит труба. Священники становятся рядами, в руках каждого золотые и серебряные блюда... Израильтянин резал агнца, а священник принимал кровь и передавал блюдо, наполненное кровью по цепочке к жертвеннику. Стоящий ближе к жертвеннику кропил кровью у основания жертвенника... Первая группа, выходила из храма и заходила вторая, после чего – третья... Первая группа, выйдя со двора Храма садилась есть агнца прямо на Храмовой горе. Вторая – а Хеле (место у подножья горы), а третья – оставалась во дворе Храма. Все жарили на огне свои пасхальные жертвы.» (М. Песахим 5:5-10).
На основании вышесказанного очевидно, что слова о приготовлении Пасхи, записанные в Евангелии от Марка 14:12-16 явно не говорят о намерении Иисуса принять участие в церемонии заклания Пасхального агнца в Храме.
Более того, Евангелист Лука, описывая эти события, цитирует следующие слова Иисуса: «И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием» (Луки 22:14-16). Обратите внимание на слова «пока она совершится в Царствии Божием». Говорил ли Иисус о том, что в Царствии Божьем будет закалаться агнец? Конечно же нет! Очевидно, что под словом «Пасха» следует понимать ни что иное, как Пасхальный обед или вечерю.
Как уже ранее упоминалось, в эпоху второго храма складываются две параллельные пасхальные традиции: Храмовая и домашняя. Согласно заповеди из 12-й главы книги Исход, Пасхальный агнец должно было есть с мацой и горькими травами. А главным элементом Пасхального Седера являлось выпивание четырех чаш вина. Если вы прочитаете Исход и Второзаконие, то вы нигде не найдете повеление употреблять вино во время Пасхи. Более того, Пасху Господню следовало есть с поспешностью с посохами в руках и с обувью на ногах (Исход 12:11), а на Седере необходимо было возлежать. Таким образом мы видим, что вкушение агнца и Cедер не могли проходить одновременно.
Из выше сказанного однозначно следует, что выражение «Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками» (Матф. 26:20), говорит о том, что Иисус с учениками совершал традиционный еврейский Пасхальный Седер или обед или вечерю. Изучая 10-ю главу трактата Песахим, можно увидеть многочисленные параллели между описанием Седера в Мишне и Евангельским текстом.
В частности, глава начинается словами: «Даже беднейший в Израиле должен есть на Седере только возлежав». Под возлежанием понимают положение, когда каждый участник Седера облокачивается о правую сторону своего товарища. Таким образом становятся понятными, слова, записанные в Евангелии от Иоанна 13:23, где говорится, что «один из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса». Здесь Иоанн говорит о себе, то есть, во время Седера он находился справа от Иисуса. Евангелие от Иоанна так же говорит о том, что Иисус подал хлеб Иуде. Подобное возможно только в том случае, если Иуда находился слева от Иисуса, и Иисус подает ему хлеб свободной правой рукой.
Подобное можно сказать и об употреблении вина. Как уже было замечено, в ритуале вкушения пасхального агнца, описанном в 12-й главе книги Исход, не упоминается ничего о вине. Однако раввинская традиция использует вино, как основной элемент Пасхального Седера, в течение которого выпиваются четыре чаши, суммарным объемом как минимум в один лог (0,3 литра). Иерусалимский Талмуд цитирует мнение Рабби Ионаннана бет Закхаи, современника Павла и Иоанна, основателя школы Таннаев после разрушения Храма. Он говорит, что каждая чаша соответствует действию Бога по вызволению Израиля из египетского рабства, (Исход 6:6-7). «Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ». Таким образом каждая чаша представляет следующие божественные деяния: выведение из Египта, избавление из рабства, спасение и принятие в народ.
В своем повествовании о Последней Вечере Евангелист Лука описывает последовательность действий, которая отличается от традиционного порядка причастия или Вечери Господней, существующего в христианских церквах. В отличие от Матфея, который пишет о том, что Иисус сначала преломляет хлеб, а потом берет чашу, Лука сначала упоминает чашу, потом – хлеб, а затем снова говорит о чаше. «И, взяв чашу и благодарив, сказал: примите ее и разделите между собою... И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Луки 22:17-20).
В словах «чашу после вечери» содержится прямой намек на конкретную традицию Пасхального Седера вкушать пищу после второй чаши. Евангелист Матфей в своем повествовании о той ночи так же пишет: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил» (Матфея 26:26). В рассказе обоих Евангелистов содержится конкретное упоминание еще одной традиции Пасхального Седера, о которой говорится в 10 главе трактата Песахим, преломлять хлебную закуску после еды.
Иными словами Иисус берет эти традиции и наделяет их иным значением. Данная символика является чрезвычайно важной. Как уже было обосновано ранее, на Последней Вечере Иисуса не было и не могло быть Пасхального агнца. После смерти Иисуса, Его последователи продолжали вкушать Седер, не принимая участия в заклании агнца, несмотря на то, что Храм еще существовал. Именно к ним обращены слова Раббана Гамлиеля (Гамалиила), записанные в 10-й главе трактата Песахим: «Кто не говорит о трех вещах: агнце, маце и горьких травах, не исполнил заповеди». Многие исследователи, находят этих словах самое раннее свидетельство полемики между фарисеями и последователями Иисуса из Назарета. Иными словами, в этом отрывке из Мишны лидер фарисеев критикует последователей Иисуса за то, что они не участвуют в ритуале вкушения агнца в Храме и, соответственно, не исполняют заповеди о Пейсахе. Это наблюдение крайне важно в силу того, что многие христианские исследователи ошибочно считают, что во время Последней Вечери Иисус сначала совершил с учениками пасхальное жертвоприношение, а затем, преломив хлеб, присвоил хлебу символику своего ломимого тела. Согласно мнению Павла, процитированному выше, с которым согласны все христиане, Пасхальная жертва является символом Голгофской жертвы Иисуса. В этом случае если Иисус с учениками приносили Пасхальную жертву, то в умах многих отцов церкви хлеб и Пасхальный агнец в одном ритуале символизируют одно и то же. Таким образом месса, проходящая в католической церкви с преломлением хлеба, рассматривается как аналог и заместитель жертвоприношения, проходившего в Иерусалимском храме. Вот почему взгляд на Последнюю Вечерю, как на традиционный пасхальный Седер, не отвечает интересам ни раввинов, ни католических апологетов. Для первых признание этого факта будет означать существование общих иудео-христианских корней; для вторых же – это полный подрыв основ теологии преемственности, на которой зиждется идея церкви и церковного священства, как правопреемников Иерусалимского Храма.
Однако же Евангельские повествования о Последней Вечере однозначно говорят о том, что Иисус не имел никакого намерения создать ритуал, в котором бы имело место замещение чего либо. Все, что делал Иисус – это взяв обычную народную традицию, Он извлек из нее духовный урок. В отличие от жертвоприношения Пасхального Агнца в Храме, в домашнем Пасхальном Седере не было ничего сакрального. Иными словами, Седер не требует никакого особого священнодействия, в котором были бы задействованы Священники, потомки Аарона. Ни к одному предмету, ни к одному действию на Седере не относится никакое ограничение, подобное тому, что касается святых определенных предметов на территории Храма. Именно по этой причине раввины постоянно приписывали этим предметам различные символы.
Как уже было замечено ранее, Лука в 22-й главе своего Евангелия упоминает две чаши с вином. Действительно, согласно сказанному в Мишне после первой чаши ели трапезу. После этого в 20-м стихе той же главе Лука говорит о «чаше после вечери». Это вторая чаша, которая выпивалась после преломления хлеба. Именно ее Иисус использует для того, чтобы указать на символ пролитой крови на Голгофе.
После второй чаши начинают читать рассказ о событиях, произошедших в Египте. Матфей в своем Евангелии дополняет картину происходящего словами: «И, воспев, пошли на гору Елеонскую» (Матф. 26:30). Согласно записанному в трактате Песахим, после третьей чаши пели так называемый Пасхальный Халлел. В книге Псалмов есть Паслмы со 110-го по 112-й озаглавленные по-русски «Алилуия». На иврите Халелу-Йя означает «славьте Господа». Буквально с иврита халел переводится как «славословие».
В пасхальные халелы так же входят Псалмы 116 и 117, но они поются после четверной чаши. Это во время Седера не всегда случается. Мишна упоминает о том, что после третей чаши участники Седера частенько засыпали. Согласно записанному в трактате Песахим, если все участники вечери уснули после третьей чаши, то Седер продолжаться не может. Именно это и случилось в Гефсиманском саду, когда ученики Иисуса, несмотря на его просьбы бодрствовать и молиться уснули крепким сном. На этом их Седер был прерван и начали стремительно развиваться события, приведшие Иисуса на Голгофу.
Снова вернемся к пятой главе Мишны Песахим: «Вечерняя жертва всесожжения заколается в 8,5 часов и приносится в 9,5 часов. В Пейсах же вечерняя жертва заколается в 7,5 часов и приносится в 8,5 часов... Если же Пейсах приходится на пятницу, то вечерняя жертва заколается в 6,5 и приносится в 7,5 часов, а пасхальная жертва – сразу после этого». Иными словами, Мишна говорит о распорядке ежедневной жертвы, во время которой согласно заповеди Торы приносятся два агнца: один - вечером, другой - утром (Исход 29:39-42). В еврейской традиции счет дневных часов велся от восхода солнца. Таким образом, в пятницу вечерняя жертва заколалась и приносилась с 12:30 по 13:30 по современным часам для того, чтобы было достаточно времени на заколание и испечение пасхального агнца, так как заход солнца по современным часам выпадал на 17:00.
Удивительно, что Евангелие от Луки, описывает смерть Иисуса на Голгофе буквально по часам: «Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме разодралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Луки 23:44-46). Таким образом, сопоставляя традицию, изложенную в Мишне с Евангельским повествованием, можно видеть, что время смерти Иисуса буквально совпало со временем принесения вечерней жертвы и закланием Пасхального агнца. Подобное описание дает также и Матфей в своем Евангелии, добавляя, что по смерти Иисуса случилось землетрясение, от которого расселись камни могил, расположенных на склоне Масличной горы прямо напротив Храмовой горы, где народ должен был печь закланных пасхальных агнцев. Очевидно, что в этот предвечерний час в силу подобных обстоятельств вечернее жертвоприношение и заклание Пасхального агнца были сорваны.
Александр Болотников, Тайны Нового Завета
 
BenhorinДата: Вторник, 24.03.2015, 21:33 | Сообщение # 6


Группа: Администраторы
Сообщений: 1077
Статус: Offline
На Песах у евреев есть обычай - «кимха де-Писха» - обычай заботиться о том, чтобы у тех, кто живет в нужде, было все необходимое для праздника. Упоминается о нем уже в Иерусалимском Талмуде (Бава батра, гл.1).
Забота о нуждах малоимущих в праздники является одним из основополагающих моментов в иудаизме. Рамбам (Законы Праздника 6:18—19) пишет, что если человек сидит за праздничным столом и наслаждается трапезой только со своими домочадцами, не заботясь при этом о нуждах бедняков и малоимущих, то его трапеза превращается в «праздник живота» и не имеет ничего общего с настоящей радостью выполнения заповеди.
Обычай помощи малоимущим в Песах получил особое название — кимха дэ-писха (мука на Песах). И Рамо в Шулхан Арухе (429:1) начинает изложение законов Песаха именно с него.
На протяжении долгой истории еврейского народа обычай претерпел ряд изменений. Раньше, когда бедняки еле-еле сводили концы с концами, деньги собирали со всех членов общины и на них покупали зерно, которые затем раздавали беднякам. Те сами должны были смолоть его и испечь мацу на праздник. Только на это им не надо было тратить деньги, поскольку хворост для растопки печи они собирали сами в близлежащих лесах.
Позже беднякам начали раздавать уже готовую муку, а там, где невозможно бесплатно достать дрова, раздавали и деньги на их покупку. А еще позже стали раздавать уже готовую мацу.
Однако сегодня, когда уровень жизни значительно вырос, недостаточно просто позаботиться о том, чтобы у бедняков была маца к празднику. Принято раздавать деньги, чтобы покрыть минимальные основные расходы на праздник: маца, вино, мясо и т.п. (Ковец ми-Бейт а-Леви 1, стр.128, 131).
Можно выделить на кимха дэ-писха деньги из маасера (Алихот Шломо 2:2, Хут шани, стр.72).
В заключение приведем рассказ об одном из величайших раввинов предыдущего поколения — раве Йосеф-Дове Соловейчике из Бриска, авторе «Бейт а-Леви».
Однажды перед Песахом к нему пришла бедная женщина с интересным галахическим вопросом: «Можно ли выполнить заповедь о четырех бокалах вина с помощью молока?».
Вместо того чтобы ответить на поставленный вопрос, автор Бейт а-Леви попросил жену выделить женщине 25 рублей, что по тем временам было довольно крупной суммой, на которую можно было приобрести гораздо больше, чем просто четыре бокала вина.
Праведная жена раввина беспрекословно выполнила просьбу мужа, но когда приятно удивленная женщина удалилась, рабанит спросила, почему же муж решил выделить этой женщине столько денег.
Бейт а-Леви улыбнулся и сказал: «Если женщина спрашивает, можно ли выполнить заповедь четырех бокалов с помощью молока, то очевидно, что и мяса на праздник у нее тоже нет».
Рав Яков Шуб
toldot.ru
 
BenhorinДата: Воскресенье, 12.04.2015, 20:41 | Сообщение # 7


Группа: Администраторы
Сообщений: 1077
Статус: Offline
Второй Песах — Песах шени
День 14-го Ияра (в 2015 году 3 мая) называется «Вторым Песахом» - Песах шени, ибо в этот день во времена, когда существовал Иерусалимский Храм, приносили пасхальную жертву те, кто не имел возможности принести ее в срок, 14-го Нисана, — из-за того, что находились в состоянии ритуальной нечистоты или не могли вовремя прибыть в Иерусалим из удаленного места. Вот что говорит об этом Тора: «Скажи сынам Израилевым: если кто из вас или из потомков ваших будет нечист от прикосновения к мертвому телу, или будет в дальней дороге, то и он должен совершить Пасху Господню; в четырнадцатый день второго месяца вечером пусть таковые совершат ее и с опресноками и горькими травами пусть едят ее.» (Чис.9:10,11)
14-е Ияра не является праздничным или полупраздничным днем. Однако поскольку во времена Храма это был радостный день для всех тех, кто исполнял в него заповедь о пасхальной жертве, мы продолжаем выделять его и сегодня.
Существует принципиальное отличие пасхальной жертвы от всех остальных жертвоприношений. Оно состоит в том, что в случае, если для принесения любой другой жертвы законом установлено определенное время, если это время прошло, жертва уже не может быть принесена. Однако пасхальная жертва, несмотря на то, что Тора точно установила время ее принесения и дважды повторила, что она должна быть принесена в свой срок, в определенных случаях (а именно — если еврей по одной из двух упомянутых выше причин не мог принести ее вовремя) должна быть, согласно указанию Торы, принесена в указанный законом второй срок — 14-го Ияра.
Чем вызвано это отличие? Тем, что пасхальная жертва принципиально отличается от всех остальных. Ведь тот, кто обязан был принести любую другую жертву, но не сделал этого, не выполнил позитивную заповедь Торы, однако не нарушил ее запрета и закон не назначил ему никакого наказания. Однако с пасхальной жертвой дело обстоит иначе. Тот, кто намеренно не принес ее, подлежит суровому наказанию — карету, как сказано в Торе: «А кто чист и не находится в дороге и не совершит Пасхи, - истребится душа та из народа своего, ибо он не принес приношения Господу в свое время: понесет на себе грех человек тот.» (Чис.9:13)
Из того, насколько суровому наказанию подлежит тот, кто сознательно отказался от выполнения заповеди о пасхальной жертве, мы учим, что награда за исполнение ее должна быть еще больше — ведь мера добра и награды больше и полнее меры беды и наказания. Это значит, что тот, кто удостоится вовремя принести пасхальную жертву, прилепляется к Источнику жизни — вместе с народом Израиля.
Именно поэтому на втором году после Исхода из Египта, когда евреи справляли свой первый Песах в пустыне, те из них, кто были ритуально нечисты из-за прикосновения к умершему и не могли принести вовремя пасхальную жертву, пришли к Моисею и Аарону и сказали: «Для чего нас лишать того, чтобы мы принесли приношение Господу в назначенное время среди сынов Израилевых?» (Чис.9:7) Ведь тот, кто исполнит заповедь о Песахе, полностью разрывает всякую связь с идолами других народов и соединяется нерасторжимой связью с еврейским народом и его Создателем на вечные времена.
В обоих случаях — и 14-го Нисана, и 14-го Ияра — разрешается приносить пасхальную жертву, даже если эти дни выпадают на субботу.
По материалам toldot.ru

 
BenhorinДата: Вторник, 14.04.2015, 19:45 | Сообщение # 8


Группа: Администраторы
Сообщений: 1077
Статус: Offline
По поводу Библейских дат Песаха и дней Омера. В Писании Богом установлен лунный календарь, по которому определяются даты всех Библейских праздников: «Он сотворил луну для указания времен.» (Пс 103:19)
«Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года.» (Исх 12:2)

Каждый месяц начинается с новой луны - новомесячия - Рош Ходеш (ראש חודש) в буквальном переводе «Голова месяца».
В заповеди про Песах нам сказано: «В первый месяц, в четырнадцатый день месяца вечером Пасха Господня.» (Лев 23:5)
Новомесячие Нисана - первого месяца - в 2015 году было 21 марта. То есть получается, что 21 марта - это был первый день первого месяца. Теперь отсчитаем четырнадцать дней - 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 1, 2, 3 - 3 апреля - это 14 Нисана.
Еще нам уточнено, что Песах отмечается вечером. Так как день начинается с вечера, то у каждого дня есть два вечера - вечер, с которого начинается день, и вечер, когда день заканчивается. Если бы Песах начинался вечером, когда 14 число наступало, то не было бы смысла уточнять в заповеди о вечернем времени, так как все и так начинали бы отмечать праздник с наступлением 14 числа, то есть 13 числа вечером. Но для нас уточнено, что Песах празднуется 14 числа вечером, то есть не тогда, когда 14 число начинается, а в другой вечер, когда 14 число заканчивается.
Получается, что 14 Нисана - это 3 апреля в 2015 году, и вечером этого дня, когда 14 Нисана заканчивалось, мы отмечали Песах.
Многих людей смутило то, что в еврейских календарях 15 Нисана было отмечено как Песах. Мы попросили раввинов сайта toldot.ru прокомментировать этот нюанс. Они объяснили, что так как по Торе день начинается с выходом звезд, поэтому Песах начинается 14 Нисана вечером. А вечером 14 Нисана заканчивается 14 число и начинается 15. То есть на самом деле это уже 15 нисана.
Об отсчете дней Омера сказано: «Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель.» (Лев 23:15)
14 Нисана - первый день праздника. 15 нисана - первый день после праздника, и вечером 15 нисана начинают отсчитывать дни Омера. То есть 15 нисана - 4 апреля 2015 года вечером отсчитали первый день Омера. 5 апреля вечером отсчитали второй день Омера. 6 апреля вечером отсчитали третий день Омера. И так дальше до 23 мая, когда вечером мы отсчитаем пятидесятый день Омера, и 24 мая будет 6 сивана праздник Шавуот.

 
BenhorinДата: Вторник, 19.04.2016, 06:24 | Сообщение # 9


Группа: Администраторы
Сообщений: 1077
Статус: Offline
МАРОР - מרור - Горькие травы
Горькая зелень – марор – относится к обязательным элементам пасхальной трапезы.
Представляем вам два традиционных взгляда на смысл исполнения заповеди «марор».

Спросили у Рабби Ицхака-Меира из Гур:
– Почему сначала едят мацу, символ свободы, и лишь затем марор – символ рабства?
Ответил он:
– Из-за того, что евреи долго пребывали в рабстве, притупились их чувства и они уже не понимали сути своих страданий. Пока не забрезжило освобождение, даже не чувствовали они горечь своей судьбы, и лишь когда началось освобождение – впервые по-настоящему почувствовали горький вкус рабства.

Рабби Моше Файнштейн (1895–1986) обратил внимание на странный выбор растений, включенных мудрецами в категорию горьких трав для седера… На первом месте стоит салат-латук (на иврите его называют «хаса»). Когда ешь его, он кажется вначале сладким, но постепенно во рту усиливается горечь.Так и в еврейской истории. Очень часто очередной тяжелый период кажется поначалу «сладким» и приятным.
Так произошло в Египте более 33 веков назад. Спасаясь от голода, еврейское племя, возглавляемое праотцем Яаковом, переселилось из Ханаана в Египет. Вначале их приняли с почетом и отвели для проживания лучшую провинцию. Но со временем, после смерти Яакова и его сыновей, они оказались в тяжелейшем и очень горьком рабстве.
По словам мудрецов, это было им наказание за то, что они забыли о той миссии, которую возложил на них Бог, и о Стране Израиля, куда должны были вернуться… Вот почему горькие травы играют столь важную, можно сказать, центральную роль в пасхальном седере. Они должны предостеречь нас от обманчивой сладости духовного рабства в комфортабельном изгнании, которое может быстро превратиться в рабство физическое.
(Из статьи Нахума Пурера о горьких травах к Празднику Песах)

 
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Наша жизнь » פסח - Еврейские традиции праздника Песах
Страница 1 из 11
Поиск: