[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Наша жизнь » שבועות - Пять названий и значений праздника Шавуот
שבועות - Пять названий и значений праздника Шавуот
BenhorinДата: Суббота, 22.03.2014, 13:56 | Сообщение # 1


Группа: Администраторы
Сообщений: 1574
Статус: Offline
Три праздника определяют еврейский календарь и являются как бы его каркасом, к которому прикреплены другие дни. Все три праздника — Песах, Шавуот и Суккот — по сути отмечают центральное явление в истории нашего народа: Исход из Египта, переход от рабства к свободе. И если в дни Песаха мы говорим, в основном, о сути Исхода, а в дни Сукот как бы подводим итог этому процессу, сидя в шалашах и вкушая плоды Земли Израиля как свободные люди, не знающие иного господина, кроме Творца миров (что и символизируется составленной из веток крышей шалаша, через которую видно небо), то возникает вопрос: что же еще остается отмечать и чему радоваться, если мы уже отметили и Исход из рабства, и то, что мы стали свободными людьми?
В Шавуот мы отмечаем и празднуем само существование механизма превращения раба в свободного человека.
Шавуот - второй из трех праздников шалош регалим («праздников паломничества», связанных в Торе с паломничеством, «восхождением» в Бейт а-Микдаш - Иерусалимский Храм). Шавуот приходится на шестой день еврейского месяца Сиван, его празднуют один день в Израиле и два - в Диаспоре, странах еврейского рассеяния.

Хаг а-Шавуот - Праздник Недель
Слово Шавуот буквально означает "недели". Со второго дня праздника Песах и до начала праздника Шавуот отсчитывают семь полных недель Омера, т. е., 49 дней. Последний, 49-й день отсчета Омера всегда приходится на предыдущую ночь перед началом праздника. И пятидесятый день - это 6-е Сивана, праздник Шавуот. Другое объяснение этого названия связано со словом швуа - "клятва". В этом случае, название праздника связывают с клятвой, которую дал еврейский народ, когда принимал Тору: Наасе ве-Нишма – «сделаем и услышим», т.е, будем исполнять заповеди Творца и в процессе исполнения – постигать их смысл, а также - ответной клятвой Всевышнего Своему народу о том, что Он никогда не заменит его никем другим.

Хаг а-Бикурим - Праздник первых плодов
В этот день во времена Храма начинался период особых приношений Всевышнему - первых плодов семи видов (шивъат а-миним), которыми славится Эрец Исраэль: винограда, инжира, олив, фиников, гранатов, пшеницы и ячменя. Когда существовал Храм, со всех сторон в Иерусалим шли красочные процессии, несущие полные корзины плодов. Даже царь, как и все, нес на плече свою корзину в Бейт Амикдаш. Там каждый еврей протягивал свои плоды коэну (храмовому священнослужителю из рода Аарона). Они вместе поднимали корзину, произнося «Декларацию Бикурим», которая сжато излагает всю еврейскую историю от наших праотцев до входа в Эрец Исраэль, данную нам Всевышним. Так радость сбора урожая объединяется с радостью принятия Торы.

Хаг а-Кацир - Праздник жатвы 
Речь здесь идет о сезоне жатвы в Земле Израиля. Как ни банально это звучит, но так или иначе, хлеб – основа основ биологической жизни человека. Все мы ясно ощущаем, что без хлеба — и вообще плодов земли — жизнь невозможна. И поэтому работа на земле (может быть, не очень популярная сегодня) является работой насущной и благородной. И очень опасной. Опасность, заключающаяся в ней, — утрата осознания связи результатов своего труда с волей Творца мира, определяющей в конечном счете и количественный, и качественный результат этого труда (т.е. благословение или беду он принесет). Утрата этой связи разрушает духовную основу человека, а с этим и самого человека. Этот «земледельческий» аспект праздника связан с приношением омера – снопа ячменя, и штей а-лехем – двух хлебов, испеченных из только что собранной пшеницы нового урожая, которые приносили в Бейт а-Микдаш. После этого приношения новый урожай пшеницы – хадаш – становился разрешенным к использованию в пищу. Омер (букв. "сноп", мера зерна) отмечал начало жатвы ячменя; а два хлеба (заключительный этап приготовления пищи из пшеницы) отмечали завершение этой жатвы и начало жатвы пшеницы.

Зман матан Торатейну - Время дарования Торы
Тора говорит нам, что в этот день Вс-вышний открыл Себя всему Израилю и даровал нам основные Десять Заповедей, заключающих в себе основы Торы. История дарования Торы, как она описывается в тексте самого Пятикнижия вкратце такова.
15-го Нисана евреи вышли из Египта и к началу месяца Сиван уже стояли у горы Синай. Летняя ночь с 5-го на 6-е Сивана была короткой, и перед рассветом народ был разбужен ослепительным сиянием молний и сильнейшим грохотом, напоминавшим раскаты грома. И свет, и звук исходили с вершины горы Синай. На этом этапе люди еще не испугались, ибо в определенном смысле были подготовлены Моше, который стоял во главе народа и в течение нескольких предшествовавших дней находился на самой горе, получая «инструкции» от Всевышнего. Но тут стали происходить события, подготовиться к которым человеку невозможно. У всех стоявших у горы Синай неожиданно стали меняться человеческие характеристики. Слепые стали видеть, глухие — слышать, мгновенно были излечены все телесные недостатки. Более того — каналы органов чувств смешались: звуки стали восприниматься глазами, свет — ушами.

В этот момент гора была объята пламенем. Мир дрожал от ожидания. Сквозь грохот и гул огня все более явственно слышался звук, напоминавший звук бараньего рога — шофара. Небо прогнулось над вершиной горы и как бы сомкнулось с ней. Густое, непроницаемое облако окутало всю вершину, и свечение ощущалось уже как бы пробивающим это облако. Звук шофара все усиливался, становился почти нестерпимым...

Вокруг горы Синай стояли не только евреи того поколения. В этот момент души евреев всех будущих поколений, а также всех тех, кто не родился в еврействе, но должны были в будущем искренне принять еврейство (пройти гиюр), тоже находились там. Они объединились — все — в одну общность, стояли все «как один человек, с единым сердцем» — необходимое условие для принятия Торы.
И в этот момент послышался голос Всевышнего. Он был не только слышен, но и воспринимался всем существом — был виден как некая огненная субстанция. Люди видели звуковую волну, колебания этой субстанции. Они видели ослепительный черный огонь (в виде букв) на фоне ослепительного белого огня. Голос произнес первую из десяти заповедей: «Я — Всевышний, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства».
Огненная субстанция соприкоснулась с каждой душой, и только после того, как каждая душа откликнулась, согласилась принять — запечатать — эти слова в себе, она, вернулась к горе и замкнулась на одной из двух каменных скрижалей, которые Моше должен был потом передать евреям. Замкнулась, прожгла — и слова эти как бы вмуровались в скрижаль. Израиль принял тогда не только Десять Заповедей, но и все законы Торы, все традиции и объяснения. Все это было дано Моше в течение ста двадцати дней его пребывания на горе Синай, которые состояли из трех периодов по сорок дней и ночей (для получения Первых Скрижалей, которые были разбиты из-за грехопадения с золотым тельцом, для молитвы о прощении народа и для получения Вторых Скрижалей). Тора (Пятикнижие Моисеево) было записано Моше в течение его жизни под диктовку Всевышнего.
Тора была дана 6-го Сивана, но ее принятие представляет собой процесс, непрерывно продолжающийся во времени. «Каждый день ты должен воспринимать слова Торы так, будто ты принял ее только сегодня» - говорят нам наши мудрецы. В первую ночь Шавуот многие, по обычаю, не спят, изучая всю ночь Тору.

Ацерет - Праздник торжественной встречи
Слово Ацерет может означать «торжественный» или «заключение». «Торжественным» называют Шавуот в Талмуде, при этом имеется в виду встреча людей, которые собрались, чтобы торжественно отметить важное событие - Дарование Торы. А если понимать Ацерет как «заключение», то из самого названия становится понятно, что Шавуот - завершение Песаха. Счет дней Омера связывает два этих праздника воедино: Шавуот – заключение (Ацерет) Песаха.
(По материалам sem40.co.il)
 
BenhorinДата: Воскресенье, 18.05.2014, 12:19 | Сообщение # 2


Группа: Администраторы
Сообщений: 1574
Статус: Offline
Почему Бог явил Тору в пустыне? Слова «в пустыне Синайской» указывают на то, что Бог намеренно избрал пустыню, чтобы в ней даровать нам Свою Тору. Есть несколько причин, по которым Бог предпочел пустыню обитаемым землям. Среди них такие:
- Если бы Тора была дарована в Эрец Исраэль, обитатели этой страны притязали бы на особую близость к Торе. Чтобы научить нас тому, что у каждого еврея равная доля в Торе и равные обязательства перед ней, Бог говорил с евреями в такой местности, куда каждый имел право беспрепятственно прийти.
- Являя Тору в пустыне, Бог учил нас, что желающий стать великим на поприще изучения Торы должен уподобиться пустыне, то есть стать ничейным.
Эти слова означают:
1. Как в пустыню может беспрепятственно вступить всякий, так и еврей должен быть смиренным. Смирение есть сознание своей малости. Это достоинство необходимо для успешного изучения Торы и для счастливой жизни в этом мире.
Что дает смирение применительно к Торе?
- Чтобы преуспеть в изучении Торы, человек должен искать общества талмидей хахамим, превосходящих его своей мудростью, и учиться у них. Высокомерный же не принимает советов и наставлений от других людей.
- Тот, кто убежден в своем превосходстве, не станет напрягать силы ради выполнения тех мицвот, которые кажутся ему незначительными; уделять большое внимание точному выполнению требований остальных мицвот он тоже не будет.
- Смиренный любезен Ашему, ибо такой человек все время пересматривает свои поступки, чтобы исправить сделанные ошибки. Высокомерный же глух к любым упрекам и не способен к самокритике. Поэтому он далек от тшувы.
Что дает смирение в жизни вообще?
- Смиренный человек наслаждается жизнью, не обращая внимания на материальные обстоятельства; высокомерный же недоволен своим жребием. Самодовольный человек убежден в том, что и ближние его, и Ашем в долгу перед ним за его таланты, свершения или заслуги. Если он недостаточно вознагражден признанием или деньгами, он будет страдать от недовольства и разочарования.
- Если несчастье постигает высокомерного человека, он возмущается и негодует. Смиренный же может превозмогать беды, неудобства и жизненные неприятности.
- Смиренный человек имеет друзей, влюбленный в самого себя — нет. Он не может простить тех, кто обидел его или обращался с ним недостаточно почтительно; поэтому ему трудно ладить с другими.
Особая важность, придаваемая Торой смирению, диаметрально противоположна современной теории «эмансипации». Теперь учат, что ребенок рождается не с «обязанностями», а с «потребностями», и, следовательно, он ничего не должен ни Богу, ни родителям, ни учителям.
Такие взгляды стали проникать даже в наши семьи и школы. Поэтому необходимо укрепить точку зрения Торы, состоящую в том, что истинное счастье в обоих мирах достигается не жизнью ради удовлетворения своего «эго», а смиренным сознанием нашего огромного долга перед Ашемом.
2. Требование «уподобиться пустыне» означает также, что еврей должен быть готов принести материальные удобства в жертву ради Торы. Понятие «пустыня» противоположно цивилизации с ее материальными благами и предметами роскоши. Еврей только в том случае может надеяться преуспеть в изучении Торы и выполнении мицвот, если он готов идти на жертвы в мирских делах.
3. Еще одна характеристика пустыни — ее пустота. Интеллект еврея, прежде, чем в нем смогут укорениться идеи Торы, должен быть подобен пустыне, чист от всякого чуждого.
Некий царь завоевал еще одну страну и присоединил ее к своим владениям. Он хотел, чтобы жители и этой страны подчинились его законам, и поэтому объявил, что посетит один из городов, дабы там его признали новым властелином.
Однако, наперекор ожиданиям, когда царская колесница прибыла в город, ее не встречали ликующие толпы. Царь проехал по пустынным улицам, и ни единой души не было видно.
Этот город населен был процветающими купцами. Одни боялись, что новый правитель обложит их налогом, другие вели нечестную торговлю и опасались, что царь положит конец их мошенничествам или, и того хуже, накажет их. Для них было разумным постараться избежать власти нового царя.
Царь понял, что жители этого города не хотят признать его правителем. Тогда он объявил, что на следующий день посетит другой город.
Назавтра взору царя предстала та же самая странная картина: никто не вышел приветствовать его.
И царь уразумел, что процветающие граждане только что завоеванной страны не захотят добровольно подчиниться его власти. Взамен этого он должен добиться поддержки менее обеспеченных жителей.
Он повторил свои заявления в окрестностях опустошенных городов, жители которых лишились имущества и всех пожитков.
Услышав о приближающемся прибытии царя, эти обнищавшие люди возрадовались. Власть нового правителя означала надежду на будущее. Он мог выделить средства на восстановление их снесенных домов и пришедших в негодность земель, мог нанять их к себе на службу. Они не имели денег, которые царь мог бы конфисковать, и не совершали дел, которые могли бы вызвать у царя осуждение. Поэтому на следующий день царя приветствовала ликующая толпа.
Так и Всемогущий в поисках подходящего для откровения Своей Торы места приблизился к Красному морю. Но оно убежало от Него, как сказано в Теилим (114:3): «Море увидело (Всемогущего) и побежало». Морю стыдно было предстать перед Шехиной, ибо на его берегу находился идол Баал Цефон, которому поклонялись египтяне.
Тогда Ашем подумал, что местом дарования Торы могут быть горы, но горы «прыгали в сторону как овцы» (там же). Они убежали, зная, что недостойны участвовать в Откровении, ибо на их вершинах идолопоклонники установили свои изваяния.
Наконец, Шехина приблизилась к пустыне, и пустыня не отступила. Она могла принять Всемогущего без страха и стыда, ибо была абсолютно пуста и не запятнана идолопоклонством.
Поэтому для дарования Торы Бог избрал пустыню.
В этом иносказании кроется мысль о том, что еврей может обрести мудрость Торы, лишь подготовив свой разум к ее восприятию. Он должен изгнать все мысли и стремления, противоположные Торе; он должен сделать свой разум пустыней. И только тогда Шехина сможет войти.
Рав Моше Вейсман
toldot.ru

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.» (Матфея 5:3)

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.» (Матфея 5:8)


 
BenhorinДата: Понедельник, 02.06.2014, 22:50 | Сообщение # 3


Группа: Администраторы
Сообщений: 1574
Статус: Offline
Шавуот. Есть много традиций в этот день. Евреи читают книгу Руфь. Почему? Потому что в этой книге повествуется об урожае. Во-вторых, Руфь стала последователем Бога Израиля, точно так же, как и сам Израиль последовал за Богом, получив Закон на горе Синай. В этот день принято также украшать дома и синагоги зелеными растениями, цветами. Особая традиция – всю ночь накануне праздника Шавуот читать Тору, Псалмы и Талмуд.
Также принято в этот день есть молочные продукты, поскольку, когда Бог давал Свой закон, зарождался наш народ, и мы были, как новорожденные младенцы. А вот пятилетние еврейские дети на Шавуот должны читать алфавит, и это сопровождается особым угощением – медом, поскольку Псалом 118:103 гласит: «Как сладки гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим».
Что же означает сам Шавуот как праздник принесения первых плодов? Посвящение Богу первых плодов было выражением доверия Богу, ведь это Он дал нам увидеть первые плоды, и Он даст нам весь остальной урожай.
Также Бог через это акцентирует наше внимание на то, что все, что мы имеем, принадлежит Ему. Обратите внимание, что праздник первых плодов был установлен тогда, когда наш еврейский народ еще странствовал и еще не имел своей земли! Это укрепляло нашу веру в то, что Бог приведет Свой народ в землю, которую обещал.
Более того, Бог обещал, что и результаты труда евреев на этой земле будут разительно отличаться от результатов труда всех остальных народов. Ведь Бог заключил с Израилем завет. Для получения благословений Израиль должен был слушаться Бога и исполнять Его Закон. Важнейшим условием было послушание народа. Бог Сам благословлял землю и давал обильный урожай – или же не позволял земле давать урожай. Если Израиль повиновался Богу, его стол всегда был полон, если же поступал по своим прихотям, то испытывал недостаток в хлебе. Именно поэтому первые плоды нужно было возносить Господу, выражая таким образом свою благодарность. В Торе вообще написано, что мы не могли есть от плодов земли, пока начатки урожая не будут посвящены Господу.
 
BenhorinДата: Воскресенье, 12.06.2016, 07:47 | Сообщение # 4


Группа: Администраторы
Сообщений: 1574
Статус: Offline
Один из центральных обычаев праздника Шавуот — чтение Десяти Речений в синагоге. Во время молитвы Шахарит читается отрывок из главы Итро, рассказывающий о Даровании Торы. В момент, когда читаются Десять Речений (עשרת הדיברות), принято стоять.
Традиция говорит нам, что в момент Дарования Торы Всевышний излечил всех больных и увечных в народе Израиля, так что все они могли полноценно воспринять все, происходившее у горы Синай. Весь народ Израиля ощутил необыкновенный уровень близости и единения с Творцом.
И в наше время, каждый праздник Шавуот, открываются особые духовные каналы, и на мир спускается влияние, подобное моменту Синайского Откровения. Поэтому очень сильной сгулой считается слушать чтение Десяти Речений, и просить в этот момент.

Просить об излечении — в момент чтения Десяти Речений в синагоге Исцеление (רפואה) спускается в наш мир. Это очень подходящий момент, чтобы просить об излечении души и тела.

Просить о нахождении пары (זיווג) — в момент Дарования Торы Всевышний совершил обряд кидушин с народом Израиля. Этот момент был подобием хупы, началом самых близких и возвышенных отношений между народом Израиля и Всевышним.

Просить за детей, чтобы удостоились, что свет Торы будет освещать их лица, и чтобы их второй половинкой были праведные люди. Когда евреи у горы Синай произнесли «наасе ве-нишма», Всевышний назвал их Своими сыновьями, как сказано: «Сыны вы Господу, Богу вашему...». Поэтому в Шавуот мы просим за своих детей.

Согласно Традиции, перед Дарованием Торы Всевышний спросил еврейский народ, кто будет гарантом того, что евреи будут хранить и соблюдать Тору? И из всех предложенных вариантов, принял только один, когда евреи назвали в качестве гарантов своих детей. Поэтому именно перед Шавуотом мы просим Всевышнего обо всем необходимом для наших детей в духовном и материальном плане, чтобы они могли быть достойными гарантами соблюдения Его Торы.

חג שבועות שמח
Хаг Шавуот Самеах!

 
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Наша жизнь » שבועות - Пять названий и значений праздника Шавуот
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: