[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Наша жизнь » Дед Мороз, Снегурочка и прочая нечисть...
Дед Мороз, Снегурочка и прочая нечисть...
BenhorinДата: Суббота, 07.12.2013, 13:12 | Сообщение # 1


Группа: Администраторы
Сообщений: 1077
Статус: Offline
Скоро новый год, и у большинства уже предпразничное настроение. Все ждут сказочной ночи, подарков от "Дедушки Мороза и Снегурочки". Но кто же это всё таки такие?  3-4 тысячелетия назад, когда зарождался древний славянский народ методом выделения из индоевропейской общности народов, зарождалась вместе с ним и славянская мифология. В основе славянской мифологии лежал огромный индоевропейский пласт, ну а уж потом позаимствовалось всякого у соседей, а именно у кельтов, скифов, сарматов и аланов. И вот именно кельты и привнесли в славянскую мифологию прототипа деда мороза. Некий мифологический персонаж, который сопровождает празднование различных зимних мероприятий, добрый Дедушка Мороз не всегда был таким добрым и щедрым на подарочки для детишек.
По старому кельтскому приданию он был злым и жестоким божеством, владыкой ледяных буранов, лютых холодов и вьюг. Он был причиной смертей и бедствий, и звали его Великим Старцем Севера.
В новогоднюю ночь он ходил по домам с огромным холщовым мешком, но в отличие от своего современного аналога, он не раздавал подарки, а собирал кровавые жертвоприношения, которые ему недодали за текущий год. Такой визит не сулил ничего хорошего, и, как правило, после него в доме оставались лишь оледеневшие трупы.
Что бы оградить все поселение от смертоносного визита, друиды совершили обряд жертвоприношения. В мороз, раздевали и привязывали к дереву юную девственницу. Похоже, что именно ее замерзший и покрытый инеем труп, стал прообразом красавицы Снегурочки.
Обратите внимание, что если Деда Мороза изображают в одежде разных цветов, то Снегурочка всегда синяя. Еще хочется заметить, что образ Снегурочки уникален для русской культуры. В новогодней и рождественской мифологии остальных народов мира женских персонажей среди окружения аналогов Деда Мороза нет.
Еще интересно, что украшение новогодней ели так же ритуал древнекельтского происхождения. Ель у кельтов, да и не только у них, почиталось как дерево, наделенное магическими силами. Вечнозеленая, и не поддающаяся никаким разрушительным силам ель являлась пристанищем лесного божества, покровительство и расположение которого были очень важны для местных жителей. И тот самый прототип Деда Мороза жил в самом старом дереве, перед которым в период зимнего солнцестояния собирались все жители поселения и проводили ритуалы задабривания местного идола. А задабривать в те времена умели лишь одним способом – жертвоприношениями. Внутренности убитых людей и животных - сердце, печень, легкие, кишки - развешивались на ветви ели, а сама она обмазывалась кровью. Позднее, когда окрепло влияние христианской церкви и жертвоприношения были отменены, кровавые украшения сменили яблоки, куски хлеба, гирлянды из тряпок и бумаги, вместо кишок. В последствии (но уже не в славянской мифологии) это божество преобразовалось в Крампуса. Этот персонаж в виде мохнатого беса с длинными рогами и когтями до сих пор известен и пользуется популярностью на территории современной Австрии, Германии, Венгрии и северной Италии. Род занятий у него немного расширился. Помимо того, что он забирал детей в свою страну в рабство, либо попросту съедал их, он еще занимался тем, что насиловал молодых девушек. С приходом христианства и по прошествии времени церковь сначала пыталась избавиться от этого персонажа, а когда поняла, что Крампус накрепко засел в умах местных жителей, решила его оставить. Вот только изображать его стали вместе с его антиподом, Святым Николаем и поэтому в различных представлениях эти персонажи участвуют вместе. Только если Святой Николай дарит детям сладости и подарки, то Крампус подсовывает черный уголь, а самых непослушных детей может стегануть розгами или забодать.
Но, вернемся к славянской мифологии. В далеком прошлом зимние праздники сопровождал не только заимствованный Великий Старец Севера, но и разные местные божества. Вот например Карачун (Корочун, Каручень) был подземным богом смерти и являлся порождением Чернобога. Занимался в основном тем, что повелевал морозами, сокращал жизни людей и являлся источником зла, лжи, несчастья, ненависти, тьмы и ночи. И, кстати, слово "окочуриться" от его имени пошло. Еще был Позвизд (Посвист, Похвист) – бог северного зимнего ветра. "С его бороды лили проливные дожди, из уст исходили туманы. Стоило Позвизду тряхнуть волосами, как на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, а с полы его одежды валил хлопьями снег.". Существом он был хоть и грозным на вид, но в связи с местом жительства на вершинах высоких и далеких гор, что далеко за МКАДом, встречался редко. Запомнился он, в основном, за то что "распространял вокруг шум и свист, и ничто не могло устоять перед его стремительностью и натиском".  
Прямым предком первого Деда Мороза можно считать Велеса. Помимо всего, что нам известно о Велесе (или не известно), он еще представлял культ мертвых, предков, душ умерших. А Велесовы Дни были с 1 по 6 января. Чётко в новогодние праздники. В это веселое время проводится большая масса обрядов, в том числе и ряженье.
Ну и наконец, сам Мороз. Сын Велеса и Мары. Мороз, согласно славянским языческим мифам, обитал в ледяной избушке в стране мертвых, куда можно было попасть, пройдя через колодец (кстати, именно такой переход описан в некоторых народных русских сказках, ежели помните). Он в компании Солнца и Ветра разгуливал по земле и насмерть морозил встретившихся на пути мужиков. Со временем Мороз менялся.
В белорусской сказке "Мороз, Солнце и Ветер" он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда. С течением времени образ Деда Мороза вобрал в себя основные черты от Позвизда, Зимника и Мороза.
И вот уже во второй половине XIX века, при Александре II, когда в России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как у их западных сверстников, упоминаются «старый Рупрехт» (явно немецкого происхождения, 1861) и святой Николай или «дедушка Николай» (1870). Это были единичные попытки, которые не прижились.
В 1886 году впервые появляется «Морозко», и к началу ХХ века уже складывается знакомый нам образ Деда Мороза. Но потом революция 17-го года, запреты на все церковные праздники, и Дед Мороз как обязательный персонаж новогоднего — а не рождественского — праздника возрождается уже в советское время и относится к концу 1930-х гг., когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка.
Надеюсь Вы узнали важное для себя. Ну и как теперь вы будете говорить: "наступающим Новым Годом!", зная старые корни, откуда выросли все эти обряды - это уже личный выбор каждого...
 
BenhorinДата: Суббота, 22.02.2014, 12:58 | Сообщение # 2


Группа: Администраторы
Сообщений: 1077
Статус: Offline
Сейчас многие верующие говорят, что отмечают Новый год, как календарную светскую дату, при этом делают это прославляя Бога, в общей молитве и благодарении. Дай Бог, чтобы это не послужило преткновением ни для кого. "Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть." (1Кор.10:12) Но совсем другое дело, когда при этом соблюдаются языческие обряды - ставят ёлки, приглашают дедов морозов, снегурочек и т.д. - это уже элементы идолопоклонничества и языческих обрядов. Приведу пример: когда Израиль был выведен из Египта, и Моисей был на горе, то Аарон сделал идола. Поклониться хотели Богу, Который вывел их из Египта: "Завтра праздник Господу." (Исх.32:5) - но сделали идола, потому что по другому не умели поклоняться, не знали как. И перед Богом не было оправданием их незнание: "Да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их." (Исх.32:10) "И пало в тот день из народа около трех тысяч человек." (Исх.32:28) Тем более как смогут оправдаться те, кто знает о языческом происхождении новогодних обрядов? "Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи." (Евр.10:26)



Святой, по еврейски Кадош - значит отделённый. Так мы должны быть отделены от этого мира и его традиций, иначе, если мы будем копировать мирские традиции, праздники и т.д., то может случиться как с Израилем, когда они не выгнали полностью языческие народы из Ханаана, а потом и сами незаметно отступили от Бога. "И вы не вступайте в союз с жителями земли сей; жертвенники их разрушьте". Но вы не послушали гласа Моего. Что вы это сделали? И потому говорю Я: не изгоню их от вас, и будут они вам петлею, и боги их будут для вас сетью." (Суд.2:2,3)
Мы имеем огромное культурное наследие от Бога, и поэтому, на мой взгляд, нам нет необходимости черпать мутную воду из разбитых водоёмов языческих традиций. "И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас." (2Кор.6:17)
Конечно, каждый найдёт для себя множество доводов, чтобы соблюдать или отказаться от каких-либо традиций, но мы просто обязаны предупредить об опасности подобных заимствований, как сказано: "Если кто согрешит тем, что слышал голос проклятия и был свидетелем, или видел, или знал, но не объявил, то он понесет на себе грех." (Лев.5:1)
Божьих всем благословений!
 
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Наша жизнь » Дед Мороз, Снегурочка и прочая нечисть...
Страница 1 из 11
Поиск: