[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 7 из 7
  • «
  • 1
  • 2
  • 5
  • 6
  • 7
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Наша жизнь » משפחה - Семья, муж и жена, дети...
משפחה - Семья, муж и жена, дети...
BenhorinДата: Вторник, 04.05.2021, 12:07 | Сообщение # 91


Группа: Администраторы
Сообщений: 1726
Статус: Offline
В вопросах отношений супругов кто главный? Чей голос решающий? Или ни у кого нет контрольного пакета и все 50 на 50? Можно ли сказать, что жена должна быть покорной или послушной мужу, или это недопустимо с точки зрения Торы?

Давайте рассмотрим семью как некую компанию, активы которой принадлежат обоим супругам. Для процветания компании нужен отлаженный механизм взаимодействия, основанный на способности к компромиссному диалогу. Каждый работник должен отвечать за свою сферу. И обязательно есть лидер — глава компании, не только имеющий право решать значимые вопросы, но и несущий ответственность за последствия своих решений. В семье умение руководить необходимо, и главой является тот, кто больше влияет на принятие решений. И авторитет в доме приобретается так же — через принятие на себя ответственности и обязанностей перед близкими.

Борьба за влияние в семье — это вечная тема. Мы знаем разные семейные модели. Например: явное или скрытое лидерство свекрови или тещи; или влияние детей, когда все члены семьи потакают их желаниям. Даже домашние питомцы могут играть главную роль в нездоровой семье, где все подчинено заботе о них. Такие «военные игры» еще не сделали счастливой не одну семью. В них нет победителей, а только проигравшие — на фоне разрушенного мира в доме.

Отвечая на вопрос, кто главный в еврейской семье, нужно выяснить, что главное в семейных отношениях.

По-простому, общая цель супругов заключается в достижении духовного и материального благополучия семьи. В браке главное — стремиться сделать счастливым другого. Такие отношения между мужем и женой способствуют установлению крепкой эмоциональной связи. Когда такая связь есть, каждый чувствует себя нужным, компетентным, чувствует, что его признают, любят и уважают. Строительство крепкой семьи — это искусство и труд.

В еврейской системе ценностей важно распределение обязанностей между супругами. Мужчина несет ответственность за материальное положение семьи. В его ведении также — практические аспекты законов Торы, то есть то, что определяет общий духовный путь семьи. Все это — зона ответственности мужчины.

Женщина в большей степени отвечает за внутреннее благополучие еврейского дома: обустройство быта, поддержание душевной, теплой атмосферы в семье. Как правило, именно женщина закладывает духовные основы для будущего поколения.

Подчеркнем, что в каждой семье распределение обязанностей складывается по-разному, и не стоит каждый раз сверяться, насколько устройство Вашей семьи соответствует устройству других семей. Соответствуйте себе. Нередко привычные роли могут меняться. Умение приспосабливаться к изменчивым реалиям — признак человеческой зрелости. Взрослые люди могут открыто и уважительно разговаривать друг с другом, пытаясь найти оптимальные пути решения проблем на благо всей семьи.

Например, иногда муж «не приспособлен» к ведению бюджета и не горит особым желанием это делать, а у жены общаться с финансовыми институтами получается лучше. В таком случае, безусловно, не стоит мужчине заставлять себя, чтобы только поддерживать соответствие семьи определенной модели. Или бывает, что жена не уделяет время готовке, как это принято, а муж и умеет, и любит хозяйничать на кухне. Меняться местами ради воплощения стереотипов, конечно же, не стоит. Нужно просто договариваться, чтобы понимать, кто за что отвечает.

Каждый вопрос решает тот, в чьем ведении он находится. Меньше конфликтных ситуаций возникает в той семье, где основные функции распределены между супругами и каждый решает задачи в своей области, учитывая при этом потребности, чувства и интересы другого. Очень важно супругам организовать такое доброжелательное обсуждение проблем, при котором каждый озвучивает своё видение ситуации и прислушивается к другому, чтобы найти наилучший вариант решения.

Жена обращает внимание мужа на значимые моменты. Муж как лидер и глава семьи рассматривает варианты, принимает итоговое решение и обеспечивает выполнение актуальных задач. Семейные отношения не стоят на месте. Они либо развиваются, либо разрушаются.

Наши мудрецы говорят: «Какая жена — праведная? Та, что исполняет волю мужа» (Тана дэ-Вэй Элияу Рабба 9). И еще сказано: «Муж должен любить жену, как себя, а уважать больше, чем себя» (Йевамот 66 б). Мудрая жена идет за своим мужем, доверяя ему. Мудрый муж при этом принимает на себя ответственность за душевное состояние жены.

Для того чтобы следовать такой модели семейных отношений, важен не только вопрос «кто главный в отношениях?», но и «что главное во мне?». Почему в данной конкретной ситуации я хочу настоять, чтобы решение было принято именно в соответствии с моим пониманием проблемы? Что движет мною внутри: искреннее желание блага всей семье или удовлетворение эгоистических потребностей? А может, желание подчинить близкого человека и самоутвердиться за его счет, показать свою доминантность? Если я уступлю или настою на своем, что мы потеряем и что приобретем в наших отношениях?

Вы спрашиваете: «Можно ли сказать, что жена должна быть покорной или послушной мужу, или это недопустимо с точки зрения Торы?»

Важно помнить, что ни для мужчины, ни для женщины недопустимо искать в Торе легитимацию своего эгоизма и нарциссизма. Никому не положено уважение за одну только половую принадлежность. Тора наделяет каждого правами и обязанностями. Да, Тора предоставляет мужу определенные права в семье. Но только такому, который принимает на себя и все обязанности по отношению к жене — любит, заботится, оберегает, дает ощущение ее единственности, чувство уверенности и надежности.

Надо быть таким мужем, который достоин «покорности и послушания», а не выклянчивает их, обижается и сердится, если считает, что ему не оказывают достаточного уважения и не слушаются так, как ему хотелось бы.

Безусловно, в начале семейных отношений, когда люди только начинают узнавать друг друга, каждый выдает другому своеобразный кредит доверия и предоставляет ему главенствующее право решения определенных вопросов. Но кредит — всегда на время, и его надо возвращать. Через какое-то время каждый будет смотреть, оправдывает ли его партнер оказываемое ему уважение, насколько заслуживает предоставленных ему привилегий...

Реальность такова, что если мужчина не ведет семью, не дает жене ощущения любви и востребованности, духовной наполненности, а жена — и с детьми, и зарабатывает, и убирается, и готовит... то, увы, проблемы неизбежны.

Мы сказали, что у каждого в семье есть права и обязанности. Они всегда идут вместе. Одно неотделимо от другого. Невозможно пользоваться только правами и привилегиями, не выполняя обязанности. И наоборот — долго не продержишься, если только и делаешь, что выполняешь обязанности, не получая ничего взамен.

Рано или поздно терпение лопнет, и, увидев, что одна сторона только требует, не отдавая, другая обязательно выскажет свое недовольство. В большинстве случаев проблема возникает тогда, когда один считает, что ему недодали, и как следствие вкладывается меньше, а другой — что недополучил, и в итоге тоже отдает другой стороне меньше.

У двух эгоистов, которые привыкли больше брать, мало что получится. Недаром еврейские мудрецы обратили наше внимание на тот факт, что на святом языке слово «любовь» — «аhава» (אהבה) связано с корнем «hав» (הב), означающим «отдачу».

Если оба способны отдавать друг другу, не предъявляя претензий и не подводя всякий раз баланс, кто сколько дал, — это идеальная модель отношений, которая выстраивается не за один год СОВМЕСТНОЙ работы. Это и есть истинная любовь, которая отдает и не требует взамен (так как знает, что не будет обманута). Тора раскрывает нам, как достичь такого уровня, но это колоссальный труд.

Сказанное верно для любой семьи, как в светском, так и в религиозном обществе.

Мы можем сколько угодно говорить о важности изучения Торы, но если эта заповедь не исполняется как должно и не приносит ощущение гармонии, не наполняет семью радостью и не дает утешения, то постепенно бытовые проблемы выйдут на первый план.

Безусловно, это не дается легко и сразу. Это многолетний процесс. Гармония не приходит с первых дней. У всех семей бывают разные периоды, но если в проблемных ситуациях у людей есть хотя бы желание строить, искать выход, мириться, уважать, обращаться за помощью и советом, упорно работать над собой и помогать друг другу, то постепенно дом будет построен и обретет надежную опору.

Шхина поселится в семейном шатре, а супруги смогут научить этому своих детей. Они будут учить не тому, как требовать от другого, а как отдавать другому. Муж будет учить сыновей, как стать таким человеком, рядом с которым жена будет соответствовать идеалу, о котором говорят мудрецы: будет любить мужа и исполнять его волю. А жена — учить дочерей, как стать той, рядом с которой муж будет соответствовать идеалу, о котором говорят мудрецы: будет любить жену как себя, а уважать больше, чем себя. Как они этому научат своих детей? Своим примером.

Когда мы избавимся от эгоистического ощущения, что нам должны все, а мы — никому, тогда начнем из себя что-то представлять. И не надо тешить себя иллюзией, что кому-то что-то полагается, ибо так заведено.

Мужчина должен быть опорой, давать женщине чувство надежности и спокойствия, ощущение, что ее любят. И тогда он не будет тем, с кем ВЫНУЖДЕНЫ жить, а станет тем, с кем ХОЧЕТСЯ жить и кого ХОЧЕТСЯ уважать и слушаться.
(Бина Тригер, toldot.ru)

«В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.» (Марка 10:6-8)

«Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.» (Ефесянам 5:28)

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее.» (Ефесянам 5:22-25)


 
BenhorinДата: Понедельник, 07.06.2021, 13:04 | Сообщение # 92


Группа: Администраторы
Сообщений: 1726
Статус: Offline
В Мишне (Нэдарим 66а) рассказано: один юноша не хотел жениться на достойной девушке, которая подходила ему во всех отношениях, из-за одной «маленькой» проблемы... девушка была уродлива. Чтобы родные не пытались убедить его жениться на ней, невзирая на «маленькую проблему», юноша дал обет — не заключать этот брак.

Однако, видя, насколько она достойный человек, юноша пожалел, что связал себя таким обетом. Он пришел к своему дяде раби Ишмаэлю с вопросом, можно ли снять обет. Закон гласит: снять обет можно только в случае, если он был дан ошибочно. Это означает: тот, кто дал обет, не знал в тот момент каких-то очень существенных деталей (либо не осознавал).

Что же сделал раби Ишмаэль? Поручил своим домочадцам нарядить девушку в прекрасные одежды и украсить драгоценностями. Затем показал ее юноше и спросил: «Можешь ли ты теперь утверждать, что она безобразна?» Увидев ее в прекрасном наряде и украшениях, юноша ответил: теперь он видит — она не безобразна. Более того, теперь он видит — она красива! Рассказывает Мишна, что заплакал тогда раби Ишмаэль и сказал: «Прекрасны дочери Израиля, но бедность безобразит их».

Еврейская религия приветствует все, что служит улучшению отношений между мужем и женой и укреплению связи между ними, и поощряет использование средств, которые приводят к усилению их взаимной симпатии. Такими средствами являются, среди прочего, и женские украшения, и красивая одежда, и парфюмерия, и косметика.

Их использование не только укрепляет связь между мужем и женой, но и способствует более здоровой атмосфере в обществе, укреплению моральный устоев человека и общины. Как сказал великий законоучитель раби Моше бен-Маймон: так будет «йешуван наэ у-мешубах» — «общество их прекрасно и достойно похвалы».

Ниже привожу отрывок из ответа рава Реувена Куклина: Как относиться к женской красоте?

«Постараемся понять, как относиться к женской красоте. (Понятно, что человеку запрещено смотреть на какую-либо женщину, чтобы насладиться ее красотой, кроме собственной жены. Речь идет о том, является ли женская красота достоинством, есть ли у нее ценность).

Царь Шломо в книге Мишлей (31:30) говорит: «Обманчива прелесть, и суетна красота: жена, боящаяся Господа, прославлена». При поверхностном прочтении может показаться, что у женской красоты нет никакой ценности.

Но Виленский Гаон в книге «Коль Элиягу» (к Бэрейшит 29:17) спрашивает: Тора, говоря о таких праведных женщинах, как Сара, Ривка и Рахель, много раз упоминает, что они были красивы. Если это не имеет значения, зачем Тора упоминает об этом? Поэтому, пишет Виленский Гаон, смысл стиха в Мишлей (31:30) следующий: женская красота не является достоинством, если у женщины нет страха пред Небесами. Однако, если красивая женщина богобоязненна, ее красота — одно из достоинств, прославляющих ее.

Если женщина богобоязненна, то красота ее не только физическая, но и духовная. В таком случае ее физическая красота является отражением красоты духовной, как сказано в книге Коэлет (8:1): «Мудрость человека просветляет лик его...»
(Ита Минкина, toldot.ru)

«Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.» (1-е Тимофею 2:9,10)

«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.» (1-е Петра 3:3,4)


 
BenhorinДата: Понедельник, 09.08.2021, 10:50 | Сообщение # 93


Группа: Администраторы
Сообщений: 1726
Статус: Offline
Не следует раздавать свое имущество в подарок, или даже на милостыню, и оставлять наследников безо всего. И если человек так поступает — мудрецы им недовольны, даже если наследники его ведут себя недостойно. Однако, если и наследникам остается столько, сколько им необходимо — это разрешено.
И качество праведности требует не подписываться в качестве свидетеля и не участвовать в составлении завещания, по которому наследники лишаются наследства, даже если речь идет о передаче наследства от одного сына, который ведет себя недостойно, другому, который мудр и ведет себя правильно: ведь может быть, что и от первого сына произойдет потомство, которое будет хорошим и праведным! Некоторые запрещают даже уменьшить долю одного наследника и увеличить долю другого, и следует прислушиваться к их мнению.
(Кицур шульхан арух)

«Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.» (1-е Тимофею 5:8)

 
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Наша жизнь » משפחה - Семья, муж и жена, дети...
  • Страница 7 из 7
  • «
  • 1
  • 2
  • 5
  • 6
  • 7
Поиск: