[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Наша жизнь » Почему Бог явил Тору в пустыне?
Почему Бог явил Тору в пустыне?
BenhorinДата: Воскресенье, 18.05.2014, 12:19 | Сообщение # 1


Группа: Администраторы
Сообщений: 1077
Статус: Offline
Почему Бог явил Тору в пустыне? Слова «в пустыне Синайской» указывают на то, что Бог намеренно избрал пустыню, чтобы в ней даровать нам Свою Тору. Есть несколько причин, по которым Бог предпочел пустыню обитаемым землям. Среди них такие:
- Если бы Тора была дарована в Эрец Исраэль, обитатели этой страны притязали бы на особую близость к Торе. Чтобы научить нас тому, что у каждого еврея равная доля в Торе и равные обязательства перед ней, Бог говорил с евреями в такой местности, куда каждый имел право беспрепятственно прийти.
- Являя Тору в пустыне, Бог учил нас, что желающий стать великим на поприще изучения Торы должен уподобиться пустыне, то есть стать ничейным.
Эти слова означают:
1. Как в пустыню может беспрепятственно вступить всякий, так и еврей должен быть смиренным. Смирение есть сознание своей малости. Это достоинство необходимо для успешного изучения Торы и для счастливой жизни в этом мире.
Что дает смирение применительно к Торе?
- Чтобы преуспеть в изучении Торы, человек должен искать общества талмидей хахамим, превосходящих его своей мудростью, и учиться у них. Высокомерный же не принимает советов и наставлений от других людей.
- Тот, кто убежден в своем превосходстве, не станет напрягать силы ради выполнения тех мицвот, которые кажутся ему незначительными; уделять большое внимание точному выполнению требований остальных мицвот он тоже не будет.
- Смиренный любезен Ашему, ибо такой человек все время пересматривает свои поступки, чтобы исправить сделанные ошибки. Высокомерный же глух к любым упрекам и не способен к самокритике. Поэтому он далек от тшувы.
Что дает смирение в жизни вообще?
- Смиренный человек наслаждается жизнью, не обращая внимания на материальные обстоятельства; высокомерный же недоволен своим жребием. Самодовольный человек убежден в том, что и ближние его, и Ашем в долгу перед ним за его таланты, свершения или заслуги. Если он недостаточно вознагражден признанием или деньгами, он будет страдать от недовольства и разочарования.
- Если несчастье постигает высокомерного человека, он возмущается и негодует. Смиренный же может превозмогать беды, неудобства и жизненные неприятности.
- Смиренный человек имеет друзей, влюбленный в самого себя — нет. Он не может простить тех, кто обидел его или обращался с ним недостаточно почтительно; поэтому ему трудно ладить с другими.
Особая важность, придаваемая Торой смирению, диаметрально противоположна современной теории «эмансипации». Теперь учат, что ребенок рождается не с «обязанностями», а с «потребностями», и, следовательно, он ничего не должен ни Богу, ни родителям, ни учителям.
Такие взгляды стали проникать даже в наши семьи и школы. Поэтому необходимо укрепить точку зрения Торы, состоящую в том, что истинное счастье в обоих мирах достигается не жизнью ради удовлетворения своего «эго», а смиренным сознанием нашего огромного долга перед Ашемом.
2. Требование «уподобиться пустыне» означает также, что еврей должен быть готов принести материальные удобства в жертву ради Торы. Понятие «пустыня» противоположно цивилизации с ее материальными благами и предметами роскоши. Еврей только в том случае может надеяться преуспеть в изучении Торы и выполнении мицвот, если он готов идти на жертвы в мирских делах.
3. Еще одна характеристика пустыни — ее пустота. Интеллект еврея, прежде, чем в нем смогут укорениться идеи Торы, должен быть подобен пустыне, чист от всякого чуждого.
Некий царь завоевал еще одну страну и присоединил ее к своим владениям. Он хотел, чтобы жители и этой страны подчинились его законам, и поэтому объявил, что посетит один из городов, дабы там его признали новым властелином.
Однако, наперекор ожиданиям, когда царская колесница прибыла в город, ее не встречали ликующие толпы. Царь проехал по пустынным улицам, и ни единой души не было видно.
Этот город населен был процветающими купцами. Одни боялись, что новый правитель обложит их налогом, другие вели нечестную торговлю и опасались, что царь положит конец их мошенничествам или, и того хуже, накажет их. Для них было разумным постараться избежать власти нового царя.
Царь понял, что жители этого города не хотят признать его правителем. Тогда он объявил, что на следующий день посетит другой город.
Назавтра взору царя предстала та же самая странная картина: никто не вышел приветствовать его.
И царь уразумел, что процветающие граждане только что завоеванной страны не захотят добровольно подчиниться его власти. Взамен этого он должен добиться поддержки менее обеспеченных жителей.
Он повторил свои заявления в окрестностях опустошенных городов, жители которых лишились имущества и всех пожитков.
Услышав о приближающемся прибытии царя, эти обнищавшие люди возрадовались. Власть нового правителя означала надежду на будущее. Он мог выделить средства на восстановление их снесенных домов и пришедших в негодность земель, мог нанять их к себе на службу. Они не имели денег, которые царь мог бы конфисковать, и не совершали дел, которые могли бы вызвать у царя осуждение. Поэтому на следующий день царя приветствовала ликующая толпа.
Так и Всемогущий в поисках подходящего для откровения Своей Торы места приблизился к Красному морю. Но оно убежало от Него, как сказано в Теилим (114:3): «Море увидело (Всемогущего) и побежало». Морю стыдно было предстать перед Шехиной, ибо на его берегу находился идол Баал Цефон, которому поклонялись египтяне.
Тогда Ашем подумал, что местом дарования Торы могут быть горы, но горы «прыгали в сторону как овцы» (там же). Они убежали, зная, что недостойны участвовать в Откровении, ибо на их вершинах идолопоклонники установили свои изваяния.
Наконец, Шехина приблизилась к пустыне, и пустыня не отступила. Она могла принять Всемогущего без страха и стыда, ибо была абсолютно пуста и не запятнана идолопоклонством.
Поэтому для дарования Торы Бог избрал пустыню.
В этом иносказании кроется мысль о том, что еврей может обрести мудрость Торы, лишь подготовив свой разум к ее восприятию. Он должен изгнать все мысли и стремления, противоположные Торе; он должен сделать свой разум пустыней. И только тогда Шехина сможет войти.
Рав Моше Вейсман
toldot.ru

 
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Наша жизнь » Почему Бог явил Тору в пустыне?
Страница 1 из 11
Поиск: