[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Изучаем Библию » Какими должны быть похвала и критика? (аллегорический смысл Главы 11 книги Левит)
Какими должны быть похвала и критика?
BenhorinДата: Понедельник, 20.12.2010, 12:59 | Сообщение # 1


Группа: Администраторы
Сообщений: 1101
Статус: Offline
"Скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас, и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас." (Лев.11:2-7)

— Как учится мой сын? — спросил однажды один отец учителя в школе.
— У вашего сына есть все данные, чтобы преуспеть, однако он не проявляет достаточного усердия, — ответил молодой учитель.
— Позвольте, я приведу сына сюда! — воскликнул отец.
Учитель уже сожалел о том, что покритиковал ученика, опасаясь, что отец в гневе отругает сына. Однако слова родителя произвели глубокое впечатление на учителя.
— Твой учитель сказал, что ты хорошо учишься, — обратился отец к сыну. — Но если ты еще чуть постараешься, то добьешься большого успеха!
Лицо сына просветлело. Он начал учиться с большим усердием и действительно добился успеха. Если бы отец резко отчитал сына, тот бы обиделся на него и на учителя, и результат, скорее всего, был бы обратным. Колкая критика наносит обиды и оставляет шрамы на долгие годы. Если же критика выражена позитивно, то она действительно может помочь человеку в исправлении и становлении его личности. Умение, не унижая, упрекнуть человека — это великое искусство жизни!..
— Ну как учится мой сын? — недавно спросил меня во время родительского собрания отец ученика. Я посмотрел на опустившего голову пятнадцатилетнего подростка и вспомнил эту историю: в первую очередь необходимо начать с позитивного!
Похвала должна быть искренней и конкретной. Выражение «он хороший мальчик» зачастую раздражает родителей, которые хотят убедиться, что учитель не отделывается общими фразами, а действительно хорошо знает их ребенка. Хвалить нужно действия человека, упоминая его достижения и успехи.
Услышав позитивное начало и убедившись, что учитель является настоящим другом их ребёнка, родители будут готовы к конструктивной критике в адрес сына. Конечно, необходимо, чтобы ребёнок осознал свою ошибку, лишь в этом случае он сможет её исправить. Если же учитель будет чрезмерно концентрироваться на проблемах ученика, то это может парализовать его волю.
Если же направить беседу в русло решения проблемы, то это вдохновит и придаст силы ребенку.
Впрочем, признаюсь, отнюдь не всегда следую правилу «Начни с похвалы, а потом критикуй». Отвечая на вопрос отца «Ну как учится мой сын?», я мог бы раскритиковать юношу, но решил ограничиться похвалой! Я искренне похвалил его, упомянув некоторые его успехи. Когда мой ученик убедился, что я не собираюсь жаловаться на него отцу, он распрямил плечи и с благодарностью посмотрел на меня. На следующий день в школу пришел новый человек, который, наконец-то, начал учиться…
Библия, кроме прямого смысла наполнена намёками и скрытыми уроками для нас. Читая Писание, мы можем научиться как поступать в разных жизненных ситуациях. Приведём пример.
Каких животных можно употреблять в пищу? Тех, которые обладают двумя признаками чистоты: «То (животное), которое имеет копыто, полностью разделенное разрезом, и жует жвачку…, вы можете есть. А этих вы не должны есть… верблюда, потому что он жует жвачку, но не имеет таких, как надо, копыт… И свинью, потому что она имеет полностью разделенные копыта, но не жует жвачку» (Левит 11:2—7).
Библия определяет два необходимых признака чистоты: животное должно обладать раздвоенным копытом и быть жвачным.
Но если так, то достаточно было бы упомянуть, что «у верблюда нет раздвоенных копыт», а «свинья не жует жвачку», и мы бы знали, что они некошерны. Почему же каждый раз Библия начинает описание животного с его признака чистоты: «верблюд жует жвачку, но не имеет таких, как надо, копыт», «свинья имеет полностью разделенные копыта, но не жует жвачку», и лишь потом упоминает отсутствие второго признака чистоты?
Этим Писание указывает нам, как правильно упрекать человека. Прежде всего, следует упомянуть позитивное — чистый признак, лишь после этого можно говорить о негативном! Даже тогда, когда дети заслуживают упрёка за учебу и поведение, родители и педагоги не должны начинать с критики, сначала следует упомянуть что-то хорошее о ребёнке.
Впрочем, легко сказать «начать с позитивного», но как искоренить нашу естественную негативность?
«Огонь непрестанно пусть горит на жертвеннике и не угасает.» (Лев.6:13). Почему сказано, что огонь жертвенника должен гореть в нем? Речь идет не только о жертвеннике, но и о служащем в Храме священнике, в душе которого должен гореть огонь любви ко Всевышнему и людям. Каждый из нас также должен служить в своём Храме жизни, вдохновенно творя добрые дела. Но почему сказано об этом огне, что он должен не угасать? Если что-то и должно угаснуть, то это слово «не», символизирующее наш негативизм и пессимизм, которые человек может погасить огнём веры!
Два признака чистоты могут стать для нас хорошим уроком.
Прежде всего, человек должен преодолеть в себе агрессивность. Признаки чистоты отличают скот от хищного зверя. (Кстати, «мы — то, что мы едим»: мудрецы отмечают, что мясо животного влияет на характер человека, мясо хищника делает человека агрессивнее.)
Каждый обязан контролировать свою агрессию. Человек должен «пережёвывать» свои мысли, думать, прежде чем говорить. «Раздвоенность копыт» — это символ способности человека анализировать свои поступки, с осторожностью делая полшага и удостоверяясь, что не наносит никому вреда. Раздвоенность копыта — это внешний признак, в то время как жвачное устройство желудка — внутренний. Отсюда намек: человек должен стремиться к искренности, выражать добрые чувства, которые действительно есть в его душе. Урок: похвала должна быть не фальшивой лестью, а доброжелательной, исходящей из сердца.

По материалам toldot.ru
 
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Изучаем Библию » Какими должны быть похвала и критика? (аллегорический смысл Главы 11 книги Левит)
Страница 1 из 11
Поиск: