[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Изучаем Библию » ראש השנה - Рош ха-Шана - еврейский новый год
ראש השנה - Рош ха-Шана - еврейский новый год
BenhorinДата: Четверг, 05.09.2019, 09:11 | Сообщение # 1


Группа: Администраторы
Сообщений: 1615
Статус: Offline
Праздник Рош Ха-Шана в Торе называется Йом Труа - יום תרועה - Праздник Труб.
«В седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание.» (Левит 23:24)
Главная заповедь этого праздника - слушать трубные звуки шофара в течение всей светлой части суток. Слушать как трубят в шофар в Рош Ха-Шана - это принятие на себя и на весь мир Царской власти Всевышнего.
«Что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему!» (Иона 1:6)

Почему еврейский новый год отмечают в первый день седьмого месяца, когда в Торе сказано, что первый месяц - это Авив, когда Всевышний вывел народ Израиля из Египта?
«Сегодня выходите вы, в месяце Авиве.» (Исход 13:4)
«И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года.» (Исход 12:1,2)


Дело в том, что Авив - это первый месяц годичного цикла Библейских праздников, а от первого дня месяца Тишрей ведется отсчет субботних и юбилейных годов, поэтому Йом Труа - Праздник Труб называют Рош ха-Шана - ראש השנה - Голова года.
«И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет; и воструби трубою в седьмой месяц, в десятый день месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей; и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей.» (Левит 25:8-10)

С праздником Рош ха-Шана связано сотворение первых людей, вкушение запретного плода, окончание Всемирного потопа, чудесное спасение Исаака во время жертвоприношения и другие важные события Библейской истории.

Праздником Рош Ха-Шана начинаются 10 дней молитв и раскаяния, называемые «Дни трепета». Их кульминацией становится следующий праздник – Йом-Киппур – день искупления. Считается, что в начале этого периода Бог восседает на престоле справедливого судьи и внимательно оценивает поступки всех людей. Но затем Бог «пересаживается» на престол милосердия и дает людям еще один шанс исправиться.

Традиционным фруктом, связанным с еврейским новым годом считается гранат. Но в регионах, где гранаты не росли, их заменяли яблоками. Частью трапезы непременно является мед, чтобы наступающий год был сладким. Пожелание сладкого года является частью традиционного новогоднего поздравления.
Часто на стол подается рыба, и непременно с головой, чтобы, как принято говорить, «быть в голове, а не в хвосте».
Подают также нарезанную кружками морковь, напоминающую золотые монеты, потому что в судьбоносные дни нового года определяется и материальное благосостояние человека на будущий год. Обязательно присутствует на праздничном столе круглый, в форме венка, хлеб хала. Такая форма является символом цикличности времени.

 
BenhorinДата: Четверг, 05.09.2019, 09:14 | Сообщение # 2


Группа: Администраторы
Сообщений: 1615
Статус: Offline
Молитва Ташлих после полудня в первый день Рош Ха-Шана

«Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши. Ты явишь верность Иакову, милость Аврааму, которую с клятвою обещал отцам нашим от дней первых.» (Мих.7:18-20)

После полудня в первый день Рош Ха-Шана произносится молитва Ташлих (תַּשְׁלִיךְ, «ты выбросишь»). Ее читают около водоема, причем, желательно, чтобы в нем водилась рыба.
Это - символ избавления от ошибок. Разумеется, наивно полагать, что, вывернув карманы, можно вытряхнуть из них свои грехи. Это действие в еврейской традиции подразумевает глубокий самоанализ и горячее желание изменить себя к лучшему.
Если Рош а-Шана совпадает с шаббатом, Ташлих произносят на следующий день. Если Ташлих не был совершен в Рош а-Шана, его можно прочесть в любое время - в течение Десяти Дней Покаяния.
И вода, и рыба здесь имеют особый смысл. Вода считается символом Торы. Подобно рыбе, которая не может жить без воды, еврей не способен жить без Торы.
Кроме того, глаза рыбы никогда не закрываются, и это напоминает нам, что «глаза» Всевышнего - постоянно открыты. Он знает каждое наше движение, каждую мысль.

Текст Ташлиха:
Кто есть Всевышний, подобно Тебе, прощающий беззаконие и не вменяющий в вину проступок остатку Своего наследия? Он не держит вечно гнева Своего, ибо Он желает творить благодеяния. Он вновь умилосердится над нами, подавит беззакония наши и бросит в пучины морские все наши грехи.
Даруй же верность Яакову, милость - Аврааму, как Ты клялся нашим отцам с давних времен.
Из теснины воззвал я к Предвечному, и Он ответил мне привольем. Творец со мной, я не страшусь, что сделает мне человек. Он со мной среди помогающих мне, и я без страха буду смотреть на ненавистников моих. Лучше уповать на Всевышнего, чем полагаться на человека. Лучше уповать на Всевышнего, чем полагаться на знатных.

 
BenhorinДата: Среда, 02.09.2020, 15:04 | Сообщение # 3


Группа: Администраторы
Сообщений: 1615
Статус: Offline
Если у человека имеется простой топор, он войдет в любую дверь...
Однажды Бешт попросил одного из старших учеников, Вольфа Кициса, протрубить в шофар в праздник Рош ха-Шана. И чтобы ему было проще сосредоточиться, исполняя сей ритуал, Бешт посоветовал изучить каббалистические кавванот, связанные с шофаром. Вольф Кицис с головой окунулся в изучение, делая многочисленные выписки, чтобы просмотреть их уже перед самим действом и еще более, стало быть, утвердиться в благочестивом намерении.

Наступил день праздника, и Вольф стал искать свои записки, но они неведомо куда запропастились. И это еще не самое худшее: от волнения он напрочь забыл все, о чем читал. Ни единой каввана не удавалось вспомнить. Но делать нечего — и он, представ перед собранием, с пустой головой и сокрушенным сердцем принялся трубить в шофар.

По окончании богослужения Бешт обернулся к ученику и воскликнул:

— Йешер коах! Никогда еще мне не доводилось слышать таких вдохновенных звуков шофара!

— Но, учитель, — изумился Вольф Кицис, — я позабыл все, что учил накануне, и трубил в шофар без единой каввана в голове. Разве что со смирением человека, который знает, что он ничего не знает!

— Мой дорогой Вольф, — сказал Бешт с улыбкой, — в дворцах земных царей есть множество палат, и каждая из них открывается своим ключом. Но если у человека имеется простой топор, он войдет в любую. Если так бывает у земных царей, то у Царя царей — тем более. Кавванот — это ключи от палат, но ни одна дверь не устоит перед человеком со смиренным сердцем.

Комментарий Рами Шапиро
Что это за топор, пред которым не способен устоять ни один замок? Сокрушенное сердце. Когда понимаешь, что нужных ключей не найти, что все твои духовные усилия лишь служили подспорьем хитроумному «я» и потому ты не можешь войти в палаты Пробуждения, — сердце разрывается на части. И тогда рассыпаются в прах все замки и отверзаются двери.

«Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.» (Псалтирь 50:19)

 
BenhorinДата: Четверг, 17.09.2020, 18:07 | Сообщение # 4


Группа: Администраторы
Сообщений: 1615
Статус: Offline
Как-то раз Дубненский Магид спросил своих хасидов, почему мы трубим в шофар на Рош Ха-Шана. А затем, как водится, сам ответил на свой вопрос: «Жили-были муж с женой долгие годы в мире. И вдруг они из-за чего-то не поладили. Решили они расстаться. Муж собрал пожитки и уже отворил было дверь, чтоб уйти из дома. Но, очутившись на пороге, он услышал звуки музыки: по улице шли музыканты, они играли ту самую мелодию, которая звучала на его свадьбе. Он обернулся и понял, что жена его тоже тронута этой мелодией. Глянули они друг на друга и решили не расставаться, а еще раз попробовать начать все сначала».
О чем же притча Магида? Да о том, что впервые шофар звучал на горе Синай, когда народ Израиля принял Тору.

 
BenhorinДата: Пятница, 18.09.2020, 14:49 | Сообщение # 5


Группа: Администраторы
Сообщений: 1615
Статус: Offline
Еще пару слов о Днях трепета. У пророка Йешаягу есть замечательные слова: «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко» (Исаия 55:6). Согласно еврейской традиции, эти слова указывают на дни между Рош ха-Шана и Йом Кипуром. Поэтому, хотя молитва и раскаяние помогают всегда, в эти десять дней они наиболее уместны и принимаются без промедления.
Йоханан «Окунатель» призывал не просто к тшуве. Он учил: «Сотворите же достойный плод покаяния» (Матфея 3:8). То есть наша тшува должна выразиться не только в переживании сожаления, но и в действии: добром плоде. Наше исправление ценно не только само по себе ради нас самих, но и в том, насколько лучше мы сможем взаимодействовать с нашими ближними, для создания нового искупленного человечества, предназначенного для Мира Грядущего (чей прообраз Суккот), но готового трудиться на Божьей ниве уже в эти дни (чей прообраз – время от Йом Кипура до Суккот).
(Ицхак Пензев)

 
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Изучаем Библию » ראש השנה - Рош ха-Шана - еврейский новый год
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: