[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Изучаем Библию » Справедливый суд
Справедливый суд
BenhorinДата: Воскресенье, 12.03.2017, 13:19 | Сообщение # 1


Группа: Администраторы
Сообщений: 1077
Статус: Offline
Не будь снисходителен к нищему в суде?
«Бедному не потворствуй в тяжбе его», Шмот 23:3 (Исход 23:3) – запрещение судье из жалости к подсудимому-бедняку выносить приговор в его пользу. Но следует судить и богатого, и нищего в равной степени справедливо – приговаривая виновного к установленным законом платежам.
Раши в своем комментарии к этому стиху пишет: «Не оказывай ему уважения, решая дело в его пользу и говоря себе: он бедняк, решу дело в его пользу и окажу [таким образом] ему уважение». То есть, Всевышний требует от судьи справедливого суда: он должен выносить только справедливые решения (не «дискриминируя» ни одну из сторон, в данном случае, по социальному признаку). В другом месте Тора уже запретила искажать суд (недельная глава Шофтим, Дварим 16, 19): «Не криви судом, не лицеприятствуй и не бери мзды…». Стих, который Вы привели, учит, что даже если судья хочет решить дело в пользу бедного несправедливо из «лучших побуждений» (например, судье жаль бедняка, несчастного человека, пришедшего к нему с тяжбой, и он хочет решить дело в его пользу, чтобы тот обрел достоинство), это делать запрещено. Потому что желание Торы — чтобы евреи всегда были привержены истине и справедливости. Сказано в главе Шофтим (там же, 20): «Правды, правды ищи…».
Есть еще один стих, который запрещает кривить судом даже из «лучших побуждений». Это стих в недельной главе Кдошим (Ваикра 19, 15): «Не делайте неправды на суде; не будь снисходителен к нищему и не угождай лицу великому: по правде суди ближнего твоего». Комментирует Раши: «Не будь снисходителен к нищему — чтобы не сказал судья: “Это бедняк, и богатый обязан давать ему пропитание. Решу дело в его пользу, и будет ему пропитание без унижения”. …и не угождай лицу великому — чтобы не сказал ты [судья]: “Это богач, это сын больших людей, как я опозорю его и увижу его позор? За это можно и поплатиться”. Поэтому сказано: “…и не угождай лицу великому”».
Талмуд в трактате Сангедрин (6а) обучает нас, как должен вести себя праведный судья, когда видит, что бедняк проигрывает дело. Сказано в Талмуде: судья должен вынести справедливое решение — этот бедняк обязан заплатить другой стороне то, что причитается. Но затем желательно, чтобы судья поступил с бедняком милосердно: уплатил бы вместо него. Талмуд добавляет, что так поступал царь Давид, это следует из стиха в книге Шмуэль (II, 8, 15): «…и вершил Давид суд и милость всему народу своему». Когда Давид судил свой народ, он, тем самым, вершил справедливый суд, а когда видел, что бедняк проигрывает тяжбу, он сам платил противоположной стороне и, тем самым, он творил милость.
Рав Реувен Куклин
По материалам toldot.ru

 
BenhorinДата: Воскресенье, 12.03.2017, 13:19 | Сообщение # 2


Группа: Администраторы
Сообщений: 1077
Статус: Offline
Адвокатура всегда должна быть сильнее прокуратуры в суде, судящем по законам Торы. Всегда нужно стараться найти смягчающие вину или полностью снимающие ее доказательства.
Злобная критика, ненависть, гнев, желание искоренить, уничтожить и истребить любое зло, даже руководствуясь самыми святыми мотивами - не кошерна по сути, учит Тора.
Вспомним, однако, как саму Тору называли многие теологи других религий: «жестоким законом Моисея» и тому подобное.
Действительно в Торе очень много смертных грехов и смертных казней. Но, корпус правил снимающих вину, в разы больше. Поэтому, высший суд в Иерусалиме, «выносивший смертный приговор раз в семь лет назывался кровавым», как пишет Талмуд. В результате, в других юридических системах, счищающихся на первый взгляд более гуманными, смертные приговоры приводились в исполнение намного чаще.
Даже когда Тора говорит о каком-то грехе, что за него полагается смерть, казнить обвиняемого практически нельзя. Например, половые преступления караются смертью, но, если два взрослых мужчины не видели сам акт, то казнить нельзя, а улики преступления не релевантны совершенно. Доказательная база Торы построена только на свидетельствах живых людей. А так как на людях никто ни с кем не живет и в свою спальню не пускает, то все эти нарушения оставались без земного наказания.
Даже когда преступление было на лицо и были свидетели, нужно было доказать отсутствие принуждения, опьянения и болезни. А если все судьи высшего суда голосовали за смерть преступника, то его отпускали, так как Тора презирает злых и не милосердных судей, даже по отношению к убийце.
Тора говорит, что лучше отпустить многих виновных, чем наказать одного невиновного.
(Михаил Финкель)

 
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Изучаем Библию » Справедливый суд
Страница 1 из 11
Поиск: