[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Изучаем Библию » צדקה - Цдака - благотворительность
צדקה - Цдака - благотворительность
BenhorinДата: Вторник, 04.02.2020, 20:07 | Сообщение # 16


Группа: Администраторы
Сообщений: 1443
Статус: Offline
Как отделять десятину (маасер) и чем это отличается от цдаки?

Поясним два понятия — цдака и маасэр. Цдака — это деньги, выделяемые на помощь бедным, помогать которым Тора, как мы видим, велит каждому верующему. Маасэр - десятина - это цдака в размере десятой части заработка.
Тот, кто сам нуждается, не обязан отделять маасер, хотя должен давать цдаку.

Обязанность цдаки (буквально: «справедливости») — обязанность каждого верующего поддержать любого бедняка в любой форме, помочь как деньгами, так и одеждой, едой. Поэтому, отдавая любую сумму (или одежду и тому подобное) на нужды бедных, мы выполняем эту заповедь.

В первую очередь Вам надо знать, какие у Вас доходы, то есть от какой суммы следует отделять маасер. Считается это так, например:

1. Если у Вас есть свое дело и от стартового капитала десятина уже отделена (то есть Вы зарабатывали и откладывали деньги, вовремя отделяя маасер, а затем начали на эти деньги собственное дело), то каждый год Вы отделяете десятину от прибыли за вычетом расходов, налогов и так далее.

И если общая сумма выручки в кассе 100, зарплата работников 20, на налоги от 80 идет, скажем, 20%, то есть 16 условных денежных единиц, то маасер Вы отделяете от 64, это будет, соответственно, 6.4 у.е.

2. Если речь идет о наследстве, то Вы отделяете от него десятину, даже если завещатель уже отделял ее.

3. Если Вы вкладываете в оборот банковские деньги, не нужно от них ничего отделять, как и от любых других денег, взятых в кредит.

4. Если же Вы просто получаете зарплату — отделяйте от оклада, вычитая из него предварительно деньги на проезд и на бэби-ситтера (последнее — если Вы бы не брали бэбиситтера, не работая).

Десятина — это минимальный размер по умолчанию, можно отделять пятую часть, если есть возможность достойно прожить на оставшиеся четыре пятых. Известно, что глава нашего поколения рав Аарон-Лейб Штайнман обязал одного американского бизнесмена отделять 50% от доходов, так этот человек достаточно богат, чтобы обеспечить себя и семью на оставшиеся деньги. И, возможно, «случайно», а скорее всего, нет, но этот человек пережил кризис 2008 года, выплачивая зарплаты вовремя, частично из своих денег, остался на плаву и сейчас расширяет свой бизнес. И это при том, что его бизнес связан непосредственно с недвижимостью, той отраслью, которая больше всего пострадала от этого кризиса.

Почему нужно отделять именно минимум 10%? Есть на это целый калейдоскоп мнений.

1. Денежная десятина — подобие десятины от урожая на поле и в саду, которую оставляли для бедных (Сифри, Тосафот в трактате Таанит Вавилонского Талмуда 9а, Комментарий Виленского Гаона на Шулхан Арух 249, 1, 2, приводится как цитата из Иерусалимского Талмуда).

2. Таково постановление мудрецов (Вавилонский Талмуд, трактат Ктубот 50).

3. Таков обычай, принятый в народе еще со времен праотца Яакова (комментарий Байт Хадаш на книгу Тур, 249, на основании стиха 28, 22 в Бэрейшит).

4. Также можно отметить, что уже праотец Авраам после победы над врагами отдал 1/10 часть трофеев Малки-Цедеку. Это видно из самого текста Торы (Бэрейшит 14:20), а в комментариях Раши и Рамбана сказано, что это было приношение Богу, благодарность за победу.

На что потратить маасер?

1. На помощь родственникам, которые не могут содержать себя самостоятельно. Если это родители, то лучше помогать им не из денег маасера, но если нет такой возможности, то можно и из маасера.

2. На помощь беднякам того города или той местности, где Вы живете. Среди них нужно предпочесть тех, кто изучает Тору. По некоторым мнениям весь смысл маасера — поддержать тех, кто трудится над Торой, поддержать их труд.

3. На помощь беднякам.

4. На поддержание изучения Торы. Возможно, этот пункт должен быть первым.

5. На все другие благотворительные проекты.

Наш великий мудрец Хафец Хаим в своей книге Ахават Хесед говорит, что желательно распределить деньги маасера на несколько целей из этого списка, так, чтобы они шли и на Тору, и на добрые дела.

Нет конкретных дней, в которые лучше всего отделять маасер. Вы учитываете доходы по мере их получения и можете отделить маасер в любой день, кроме субботы и праздников.

Наши мудрецы сказали: «Человек никогда не обеднеет из-за того, что давал цдаку».

Каждый раз, когда Вы будете помогать таким образом другим людям, Вы будете подниматься на новый уровень, новую ступень, позволяющую нам стать менее эгоистичными, замкнутыми на себе и своих проблемах людьми. И неважно, что Вы выберете и что Вам будет важнее, ближе: помочь бедным невестам выйти замуж, больным — выздороветь, сиротам — вырасти достойными людьми, а вдовам обрести хотя бы частичное, малое утешение. Или же Вам будет важно способствовать распространению Торы — мудрости Творца и знания о Нем! В любом случае Вы будете уподобляться Создателю — как Он милосерден, так и вы будете милосердны. И о Вас будут слова Всевышнего: «Если ты радуешь Мое (вдов, сирот, бедняков), то Я радую твое!»
(По материалам toldot.ru)

 
BenhorinДата: Четверг, 06.02.2020, 21:27 | Сообщение # 17


Группа: Администраторы
Сообщений: 1443
Статус: Offline
Всего в Библии - более 30 стихов, где упоминается десятина.
Упоминаний в контексте закона Моисея - 28
(Лев.27:30-32, Лук.18:12, Чис.18:21, Втор.14:22-23, Чис.18:24, Чис.18:26, Втор.12:6, Втор.12:11, Втор.12:17, Втор.14:28,29, Втор.26:12, 2Пар.31:5,6, 2Пар.31:12, Неем.13:5, Неем.13:12, Ам.4:4, Мал.3:8, Мал.3:10, Неем.10:37,38, Неем.12:44, Матф.23:23, Лук.11:42, Евр.7:5).
Современные религиозные организации (большинство) считают, что Церковь не должна исполнять заповеди Торы, а потому все эти 28 мест не могут быть прямой практикой для церкви.

Говорят о личном решении даятеля (не заповедь) - 5. Речь о личных разовых решениях и обетах, не являющихся прямым руководством к действию для всех, повелением или каким-то особым принципом (Быт.14:20, Быт.28:22, Евр.7:2, Евр.7:4, Евр.7:6).

Упоминаний в Ветхом Завете - не менее 26 раз. Почти все тексты о десятине находятся в Ветхом Завете.

Упоминаний в Новом Завете - 9. При этом, эти упоминания не касаются финансовой практики церкви, а касаются событий из Ветхого Завета или исполнения Закона (Матф.23:23, Лук.11:42, Лук.18:12, Евр.7:2,4,5,6,8,9).

Упоминаний, что десятину отдавали плодами земли - 18 (Лев.27:30-32, Втор.12:17, Втор.14:28,29, Втор.26:12, Неем.13:5, Неем.12:44, Неем.13:12, Мал.3:10, Втор.14:22-23, Неем.10:37,38, Матф.23:23, Лук.11:42, 2Пар.31:5).
Почти половина текстов о десятине говорит, что это еда. Почему современные служители не хотят принимать еду?

Упоминаний, что отдавали деньгами - 0. Есть 1 место (Лев.27:31) о выкупе десятины, чтобы ее не отдавать (добавить 5-ю часть к стоимости).Так почему десятина сегодня берется деньгами, если на протяжении тысяч лет ее деньгами не давали? Это выкуп десятины? Если вы так делаете, то прикладываете 5-ю часть?

Упоминаний, что десятину нужно есть на определенных праздниках — 4 (Втор.12:17, Втор.14:29, Втор.26:12, Втор.14:22-23). В наши дни, напротив, проповедуют о десятине, осуждая тех, кто ее проел.

Упоминаний, что десятину нужно давать бедным - 3 (Втор.14:28,29, Втор.26:12). Каждый третий год. У кого-нибудь в церкви весь третий год отдают десятины бедным?

Упоминаний, что нужно отдавать колену Левия - 3 (Чис.18:21, Чис.18:24, Чис.18:26).
Бог четко указал давать десятину Левитам. Сегодня священниками являются все верующие, так как Дух Божий пребывает в каждом из них. Почему тогда в современной Церкви одни священники несут десятину другим священникам? Это противоречит постановлению о десятинах в Израиле.
В Числ.18:24 написано, что Левитам Бог не дал удела между сынами Израилевыми. Современные «Левиты» претендуют одновременно и на десятины, и на владение бизнесами, недвижимостью и т.д.

О приношениях десятин говорится в контексте всесожжений, жертв и возношений - 7 (Чис.18:26, Втор.12:6, Втор.12:11, Втор.12:17, Неем.13:5, Ам.4:4, Чис.18:24).
Почему, согласно этим текстам, обязательна десятина в наше время, но вместе с ней не исполняются всесожжения?

Упоминаний в отношении Церкви - 0. Вдумайтесь в эту цифру.

В иудаизме десятины (а не десятина, потому их несколько разновидностей) приносятся только в Храм. Поэтому сейчас установленных заповедью десятин нету. Но есть другая заповедь — цдака — финансовая благотворительность. И на нее по постановлениям мудрецов выделяется сумма от 5 до 20% дохода (после налогообложения). Поскольку в среднем принято давать порядка 10%, по-простому называют это маасерет ксафим «денежная десятина». Но формально, с точки зрения законов Торы, это не десятина, а другая заповедь.
(Alexey Bogatkin)

P.S. Наверное, нужно уточнить по моменту, о котором рассуждал Шауль: «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?» (1-е Коринфянам 9:7)
На поддержку изучения Торы, как и на благотворительность идет денежное приношение. Так было и остается в Израиле. И, как уже говорилось, хоть этот обычай называют маасерет ксафим - денежная десятина, но формально это другая заповедь - цдака - добровольное приношение, как писал Шауль: «Я пришел, чтобы доставить милостыню народу моему и приношения.» (Деяния 24:17)
«При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние.» (1-е Коринфянам 16:1,2)


Обратите внимание «... отлагает, сколько позволит ему состояние». Маасер в Израиле отделяется как обычай, но не как обет. Хафец-Хаим пишет, что тот, кто начинает отделять маасер, должен делать это, не принимая на себя обет, то есть, произносить «бли недер» («без обета»).
В своде еврейских законов «Шульхан Арух» (Йоре Деа 249) сказано: «Сколько дают на цдаку? Если рука человека достает (то есть если его доходы позволяют) — то по потребностям бедных. А если человек не имеет такой возможности, самым лучшим исполнением заповеди является отделение пятой части заработка. Десятая часть заработка — «среднее качество». Меньше этого — «плохой глаз» (то есть такой человек скуп)».

Хафец Хаим в своей книге Аават Хэсэд (часть 2, глава 19) пишет: из сказанного в мидраше Танхума (Ръэ 18) следует, что в основном денежную десятину надо расходовать на поддержку изучения Торы. Поэтому хорошо отдавать десятину организациям, которые занимаются распространением Торы, преподаванием Торы людям.
Желательно распределить деньги маасера на несколько целей, так, чтобы они шли и на Тору, и на добрые дела.

Как отделяют маасерет ксафим и на какие нужды идут эти деньги описано в статье.

 
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Изучаем Библию » צדקה - Цдака - благотворительность
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск: