[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Изучаем Библию » צדקה - Цдака - благотворительность
צדקה - Цдака - благотворительность
BenhorinДата: Воскресенье, 27.11.2016, 15:34 | Сообщение # 1


Группа: Администраторы
Сообщений: 1183
Статус: Offline
Цдака - צדקה - обычно переводится как «благотворительность». Но точный перевод слова «благотворительность» на иврит — хесед - חֶסֶד. И снова оказывается, что эти два понятия в каком-то смысле противоположны друг другу.
Слово «хесед» подчеркивает доброту дающего. Получающий не всегда заслуживает подарка, а дающий не обязан его дарить, но он это делает по доброте своей.
Однако слово «цдака» происходит от того же корня, что и слово «справедливость» на иврите, и означает, что справедливость требует от еврея давать пожертвования. Причин этому две: во-первых, человек отдает не свое имущество, а доверенное ему Богом для передачи другим людям; во-вторых, поскольку все люди в удовлетворении своих нужд зависят от Всевышнего, но Он, безусловно, никому ничего не должен, то и человек, по принципу «мера за меру», обязан вернуть свой «долг», давая пожертвования другим, даже если он ничего им не должен.
 
BenhorinДата: Воскресенье, 27.11.2016, 15:36 | Сообщение # 2


Группа: Администраторы
Сообщений: 1183
Статус: Offline
Так как не всегда можно определить, не обманывает ли просящий, следует руководствоваться мудрым изречением раби Хаима из Санца: «Важность милостыни столь велика, что я радуюсь, подавая сотне просящих, даже если лишь один из них действительно нуждается. Однако некоторые люди поступают так, словно то обстоятельство, что среди сотни просящих может оказаться один мошенник, освобождает их от обязанности давать милостыню».

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.» (Матфея 6:1-4)
 
BenhorinДата: Воскресенье, 27.11.2016, 15:37 | Сообщение # 3


Группа: Администраторы
Сообщений: 1183
Статус: Offline
Вы когда-нибудь видели, КАК дети дают цдаку (нищим, музыкантам и т.д.)?
Правильно. У них нет своих денег. Они берут у отца. Но отцу в данный момент важно не это, а то, что происходит с маленьким человечком, как преображается его сердце.
Так же и все наше служение Всевышнему.
(Алекс Фишман)
 
BenhorinДата: Воскресенье, 27.11.2016, 15:38 | Сообщение # 4


Группа: Администраторы
Сообщений: 1183
Статус: Offline
«И пусть дадут (וְנָתְנוּ) каждый выкуп за свою душу...» (Исход 30:12)
Выражение «и дадут» (ונתנו) на иврите одинаково читается слева направо и наоборот. В этом содержится намек: все, что человек дает ради цдаки (на благотворительность), всегда возвращается к нему сторицей. Еще никто никогда не терял от более тщательного выполнения этой заповеди!

«При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.» (2-е Коринфянам 9:6-9)

«Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Малахия 3:10)
 
BenhorinДата: Воскресенье, 27.11.2016, 15:44 | Сообщение # 5


Группа: Администраторы
Сообщений: 1183
Статус: Offline
В нашем мире нет изначально хороших и плохих вещей. Лишь способ, которым мы пользуемся ими, может быть хорошим или плохим. Например, деньги не хороши и не плохи. Они нейтральны, весь вопрос в том, на что мы их расходуем. С их помощью можно творить как добро, так и зло.
(Рав Акива Татц, «Живи и выбирай»)

«И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.» (Луки 16:9)

 
BenhorinДата: Понедельник, 09.01.2017, 20:12 | Сообщение # 6


Группа: Администраторы
Сообщений: 1183
Статус: Offline
Если бедный и одинокий человек, несмотря на скудные средства, совершает благородные и добрые дела, то это гораздо достойнее, чем такие же дела при полном кармане и достаточных средствах. Свет не всегда замечает такие поступки и не называет их героизмом, но Бог судит иначе.
(Баронесса Карла фон Ротшильд, «Речи матери, внушенные текстами Библии», с. 158)

«И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.
Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое.» (Марка 12:41-44)
 
BenhorinДата: Среда, 03.05.2017, 01:10 | Сообщение # 7


Группа: Администраторы
Сообщений: 1183
Статус: Offline
Однажды в комнату рава Хаима из Цанза зашел нищий. Долго рассказывал он о своей прошлой жизни, о разорении и нынешних бедах, и по щекам ребе текли слезы. Молча он открыл ящик стола, вынул оттуда крупную купюру и отдал нищему. Простился с ним и остался в комнате один. Но несколько минут спустя выбежал на улицу и, догнав нищего, дал ему еще раз милостыню.
– Всевышний велел нам помогать нуждающимся. Я понял, что первую сумму денег я дал, чтобы унять свою сердечную боль и успокоить совесть. Но этим я помог себе, стало быть, не исполнил заповедь. Поэтому только вторая сумма может считаться милостыней.

 
BenhorinДата: Среда, 03.05.2017, 01:11 | Сообщение # 8


Группа: Администраторы
Сообщений: 1183
Статус: Offline
Кицур Шульхан Арух. Законы милостыни
«Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается; берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: "приближается седьмой год, год прощения", и чтоб от того глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе грех; дай ему взаймы и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками; ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей.» (Втор.15:7-11)

1. Заповедь из Торы требует давать милостыню бедным евреям, как сказано: «Открой ему руку свою»; и сказано: «И пусть будет жить брат твой, как и ты». И всякий, кто видел бедного, просящего милостыню, и отвел от него глаза и не дал ему, нарушает запрет из Торы, как сказано: «Не ожесточай своего сердца и не отдергивай своей руки от своего нищего брата».
Склонность давать милостыню — признак принадлежности к потомству отца нашего, Авраама, как сказано об Аврааме: «…ибо знаю Я, что он заповедает своим сыновьям ... давать милостыню». Престол Израиля получает устойчивость, а истинная вера — существование только милостыней, как сказано: «…милостыней установишь Ты меня». И поданная милостыня более важна, чем все жертвы, вместе взятые, как сказано: «Давание милостыни и справедливость ценнее Богу, чем жертва». И Израиль получит избавление от изгнания только ради милостыни, как сказано: «Цийон справедливостью будет искуплен, и пленники его — милостыней».
Никогда человек не обеднеет из-за того, что дает милостыню, и никогда не случится из-за милостыни ни ущерба, ни чего-то плохого, как сказано: «И приносит милостыня мир». Всякий, кто проявляет милосердие, может рассчитывать на то, что и к нему будет проявлено милосердие, как сказано: «…и дал Он тебе способность проявлять милосердие, и смилостивился над тобой и размножил тебя». И если человек жесток, есть основания опасаться, что он не из кошерной еврейской семьи.
И Всевышний прислушивается к жалобе бедняка, как сказано: «…и крик бедных услышит Он». Поэтому следует остерегаться вызвать их жалобы, ведь с ними заключен Богом союз, как сказано: «И будет, когда он закричит ко Мне, услышу Я, ибо Я милосерден». И сказано в Иерусалимском Талмуде: «Ворота, которые не открываются для бедняка, откроются для врача». И пусть человек хорошо прочувствует, что он сам каждую минуту просит пропитания у Святого, благословен Он. И как он сам надеется, что Святой, благословен Он, услышит его просьбу и молитву, так услышит Всевышний и молитву бедного. Также пусть человек имеет в виду, что рано или поздно он сам, или его сын, или внук могут нуждаться в милостыне. И пусть ему даже в голову не приходит сказать: «Как же я буду растрачивать свои деньги на милостыню?» Поскольку следует ему знать, что деньги эти не его, а лишь даны ему на хранение, чтобы он делал с ними то, чего хочет истинный хозяин их, и это — доля его от всего его труда в этом мире, как сказано: «…и пойдет впереди тебя милостыня твоя». И милостыня отменяет приговоры Небесного суда и продлевает жизнь.

2. Всякий человек обязан давать милостыню, сколько он в состоянии дать. И даже бедняк, кормящийся милостыней, если у него есть немного своих денег, не вложенных в дело (так что ему можно получать милостыню, поскольку у него нет основного капитала, чтобы он мог получать пропитание от прибыли) — тем не менее, поскольку у него есть свои средства для пропитания, он должен давать милостыню из тех денег, что ему дают; и даже если он может дать только чуть-чуть, пусть не отказывается по этой причине давать милостыню, поскольку его «чуть-чуть» так же важно, как огромная милостыня богатого. И так сказали учителя наши благословенной памяти: Сказано про быка, приносимого в жертву Всесожжения: «Огненная жертва, запах, угодный Богу», и про птицу, приносимую в жертву Всесожжения: «Огненная жертва, запах, угодный Богу», и про хлебное приношение: «Огненная жертва, запах, угодный Богу» — чтобы сказать тебе: «Много он принес или мало — неважно, лишь бы сердце его было направлено к Отцу его, Который на Небесах».
Но человек, у которого денег только-только хватает на пропитание, не обязан давать милостыню, поскольку всякий обязан прокормить сначала себя, а потом уже остальных.

3. Сколько дают бедному? Столько, сколько ему не хватает. То есть, если речь идет о бедном, получающем милостыню тайно, жители города должны дать ему все недостающее, то есть столько, сколько он привык иметь, пока не обеднел; но если это бедный, побирающийся по домам, ему дают каждый раз понемногу, сколько он и заслуживает; но все жители города вместе должны дать ему по крайней мере хлеба и еды на две трапезы и место для ночлега.
Кормят и одевают нееврейских бедняков вместе с еврейскими, чтобы между нами и неевреями был мир.

4. Сколько каждый человек должен дать милостыни? В первый год (самостоятельной жизни, год основания собственного дела и вложения основного капитала) — десятую часть основного капитала; после же этого каждый год он должен давать десятую часть прибыли, полученной за год, за вычетом потраченного на прожитье. (Но некоторые считают, что не следует вычитать деньги, потраченные на прожитье). И это — средняя сумма. А тот, кто хочет выполнить эту заповедь наилучшим образом, должен дать в первый год пятую часть основного капитала, а в последующие годы — пятую часть от прибыли. И не следует человеку раздавать больше пятой части, чтобы самому не пришлось потом просить помощи у других. Но это ограничение действует только, пока он жив, однако в час смерти разрешается ему отдать до трети своего имущества на милостыню.
Деньги, отделяемые на милостыню, не следует тратить на выполнение заповедей, как, например, на покупку свечей для синагоги или других вещей, нужных для выполнения заповедей; эти деньги следует только отдавать бедным. Но если человек вынужден потратить деньги на какую-либо заповедь, например, если ему нужно устроить свадьбу бедным жениху и невесте — в этом случае, а также для покупки книг, по которым он сможет учиться сам и одалживать их другим, чтобы и они также учились по ним, если у него недостаточно денег и он не смог бы выполнить эту заповедь на свои деньги, он может сделать это на деньги, предназначенные для милостыни.
Если он купил книги на деньги, предназначенные для милостыни, он должен внимательно следить за тем, чтобы постоянно одалживать их другим, если не учится по ним сам — в этом случае ему принадлежит преимущественное право пользования ими. И также он должен проследить, чтобы на этих книгах было написано, на какие деньги они куплены, чтобы его дети после его смерти не присвоили их себе.

5. Человек, желающий получить заслугу перед Богом, пусть смирит свое злое начало и разожмет свою руку, и все, что он приобретает ради Небес, пусть будет самым качественным и самым красивым: если он построил дом для молитвы, пусть он будет красивее, чем тот дом, в котором он живет; если он решил накормить голодного, пусть даст ему самое лучшее и самое сладкое, что есть на столе; если он решил одеть нагого, пусть оденет его в самую лучшую свою одежду; если он посвящает некоторую вещь (например, синагоге), пусть посвятит самое лучшее, что у него есть. И так говорит стих: «Все самое тучное — Богу».

6. Если человек дает что-то своим взрослым сыновьям и дочерям, которых он уже не обязан кормить, чтобы учить сыновей Торе и наставлять дочерей на путь истинный, и также, если он дает подарки своему отцу, который может прокормиться, только получая от него эти деньги, и они нуждаются в этом — даваемые им деньги считаются милостыней. И, более того, он должен дать им прежде, чем даст другим. И даже если речь идет не о сыне его и не об отце, а просто о родственнике — ему следует дать прежде, чем всем другим людям. И бедняки его дома должны получать от него милостыню прежде бедняков его города, бедняки его города — прежде бедняков другого города, как сказано: «… брату твоему, бедному твоему и нищему твоему в земле твоей». Но габай, собирающий и распределяющий милостыню, должен следить за тем, чтобы не дать родственнику больше, чем другим.

7. Если человек дает милостыню с недовольным выражением лица, смотрит при этом в землю — даже если он дал тысячу золотых, его заслуга ему не засчитывается, он потерял ее, нарушив к тому же запрет, выраженный в стихе: «…и пусть не огорчается твое сердце…». Должен же он давать милостыню с дружелюбным выражением лица и с радостью, и должен скорбеть вместе с бедным о его беде, как сказал Ийов: «Разве не плакал я с тем, кому тяжело сегодня, и печалилась душа моя о нищем». И следует сказать ему слова утешения, как сказано: «…и сердце вдовы заставлю я петь».

8. Запрещено отпускать бедного, попросившего милостыни, ни с чем, а следует дать ему хотя бы один финик, как сказано: «Пусть не вернется он оттолкнутым и опозоренным». А если тебе совсем нечего ему дать, утешь его словами. И запрещено ругать бедного или поднимать на него голос в крике, поскольку сердце его разбито и доведено до отчаяния, а ведь сказано: «Сердце разбитое и доведенное до отчаяния Бог не даст опозорить». Горе тому, кто опозорит бедного! Следует же быть ему вместо отца, утешая его и говоря с ним, как сказано: «Отец Я нищим».

9. Обет дать милостыню рассматривается как полноценный обет. Поэтому говорящий: «Вот я обязан дать сэла на милостыню» — или: «Эта сэла — на милостыню» — должен отдать ее бедным немедленно. А если он не отдал сразу, хотя мог это сделать, — он нарушил запрет откладывать исполнение обета. Если же рядом с ним нет бедных, должен он отделить эту монету и отложить ее до того времени, пока не встретит бедных.
Если же он, находясь в синагоге, обещал дать милостыню, которую обычно взыскивает габай, он не нарушает запрета откладывать исполнение обета, пока габай не потребует с него этих денег. Когда же габай потребовал эти деньги — обещавший немедленно нарушает запрет откладывать исполнение обещания, если только он не знает, что габай сейчас не нуждается в деньгах, чтобы отдать бедным, а хочет просто иметь их у себя.

10. Если человек говорит: «Я обещаю дать сэла такому-то» — он не нарушает запрета откладывать исполнение обета, пока не придет к нему именно этот бедный. И всякий человек имеет право отделить деньги, предназначенные на милостыню, и оставить их у себя, раздавая понемногу, так, как ему покажется правильным.

11. Если человек заставляет других дать милостыню и устраивает так, что они делают это, награда его больше, чем награда самого дающего, как сказано: «И будет (наградой) устраивающего милостыню мир». А про габая и про других людей, который взыскивают и распределяют милостыню, сказано: «А дающие заслугу многим — как звезды». А если бедняки говорят нехорошее о габае, ему не следует обращать на это внимания, поскольку это лишь увеличивает его награду.

12. Самый высший уровень давания милостыни, выше которого уже нет — поддержать еврея, который начал беднеть и положение которого стало неустойчивым, до того, как он полностью обеднеет, то есть дать ему подходящий подарок в уважительной форме, или одолжить ему денег, или взять его в компаньоны, или найти ему какой-нибудь бизнес или ремесло, чтобы поддержать его и не заставлять его просить милостыни; и про это сказано: «И поддержи его», то есть: поддержи его, пока он еще не упал.

13. Нужно давать милостыню тайно, насколько это возможно. Если возможно дать ее таким образом, чтобы сам дающий не знал, кому он ее дает, а берущий не знал бы, от кого он ее принимает — это очень хорошо. И уж во всяком случае не следует человеку гордиться тем, какую он дает милостыню. Но, если он посвящает какую-то вещь для милостыни, ему разрешается написать на ней свое имя, чтобы эта вещь была памятью о нем. И так следует поступать.

14. Больше всего следует заботиться о бедном мудреце, и надо давать ему столько, сколько ему подобает согласно требованию почитания его. А если он не хочет принимать милостыню, тогда стараются помочь его бизнесу, то есть продают ему дешево, а покупают у него дорого. А если он умеет торговать, дают ему деньги в долг, чтобы он мог купить на них товары. И сказали учителя наши благословенной памяти: всякий, кто пополняет запасы мудреца, удостаивается места в Небесной ешиве. И еще сказали: Все пророки, обещая награду, говорили только о том, кто помогает бизнесу мудреца и выдает свою дочь замуж за мудреца.

15. Пусть всегда человек отдаляется от милостыни и живет в страданиях, лишь бы не прибегать к материальной помощи других. И так заповедали нам мудрецы наши благословенной памяти: «Сделай свой Шаббат будним днем, но не одалживайся у людей». И даже почитаемый мудрец, обеднев, должен заняться ремеслом, даже презираемым, но не просить милостыни у других.

16. Всякий, кто не нуждается в милостыни, но обманывает людей и выпрашивает у них милостыню, не умрет, пока не будет по-настоящему нуждаться в милостыне. А всякий, кто нуждается в милостыне и не сможет выжить, если не будет ее принимать, как, например, старик или больной, но из гордости отказывается это делать — такой человек является убийцей и должен будет отвечать за убийство, и все его страдание — грех и преступление. А всякий, кто нуждается в милостыне, но подвергает себя страданиям, добывая пропитания лишь на сегодняшний день, и живет тяжелой жизнью, чтобы не утруждать собой общину — не умрет, пока не удостоится давать пропитание другим, и о нем говорит Писание: «Благословен человек, надеющийся на Бога, ибо Бог будет его опорой…».
Рав Шломо Ганцфрид
toldot.ru

 
BenhorinДата: Понедельник, 05.06.2017, 04:52 | Сообщение # 9


Группа: Администраторы
Сообщений: 1183
Статус: Offline
Гмилут хасадим (גמילות חסדים) — дела, совершаемые безвозмездно, для помощи другим людям. Отметим, что цдака, предоставление денежной (или любой другой материальной) помощи — всего лишь частный случай гмилут хасадим. Тора обязывает нас помогать людям не только деньгами, но и всеми доступными нам средствами. Мудрецы сказали: «Кто занят Торой, но не занят добрыми делами, подобен тому, кто не признает Творца». Устная Тора прямо говорит, что добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир (Авот 1:2).

«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?... Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?... Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.» (Иак.2:14-26)

 
BenhorinДата: Понедельник, 16.07.2018, 09:40 | Сообщение # 10


Группа: Администраторы
Сообщений: 1183
Статус: Offline
Ребе Мендел из Коцка однажды обратился к своим ученикам: «Живите так, как будто Бога нет!»
Они в панике спросили его, о чем речь.
Он ответил : «Когда еврей обращается к вам за помощью, вы зачастую ободряете его словами: «Бог поможет!» Так вот, - помогите сами, не перекладывайте свои дела на Него!»

«Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.» (Матфея 5:42)

«Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви.» (Римлянам 13:8)

«Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается.» (Второзаконие 15:7,8)


 
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Изучаем Библию » צדקה - Цдака - благотворительность
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: