[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 26 из 26
  • «
  • 1
  • 2
  • 24
  • 25
  • 26
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Изучаем Библию » Святость достигается жизнью среди других людей
Святость достигается жизнью среди других людей
BenhorinДата: Понедельник, 19.04.2021, 09:13 | Сообщение # 376


Группа: Администраторы
Сообщений: 1705
Статус: Offline
Не надо вспоминать неприятные моменты из жизни вашего собеседника, это чревато нарушением запрета Торы.

«Не обижайте каждый товарища своего, и убоишься Всесильного» (Ваикра 25:17). У каждого человека в жизни бывают моменты, которые ввергают его в смятение. Это те моменты, которые он предпочел бы стереть из памяти, а кроме того — из памяти тех, кто видел или слушал происходившее. Это могла быть случайная неосторожная оговорка, сиюминутная неудача, неуместное высказывание. Мы всем своим существом желаем, чтобы такие вещи забывались и стирались из сердца, и очень надеемся, что так и будет.

Однако, интересно отметить: когда мы видим кого-то другого, кто споткнулся, сделал ошибку, повел себя недостойным образом, а теперь он несчастен и пребывает в таком смятении, разве мы отводим взгляд, чтобы не смотреть на него в час его позора? Поступаем ли мы с ним так, как хотим, чтобы поступали с нами? Разве устраняем произошедшее из сердца, стараемся забыть и не вспоминать, и уж тем более не рассказывать и не докладывать об этом никому, не расширять круг знающих и насмехающихся?

Но самое важное: стараемся ли мы не упоминать об этом случае в присутствии человека, с которым он произошел, даже намеком? Речь идет о нарушении запрета из Торы, о котором сказано: «Не обижайте каждый товарища своего», то есть нельзя говорить ближнему слова, которые вызовут у него боль и причинят страдания. В «Книге Воспитания» написано, что человек должен остерегаться, дабы из его уст не прозвучал даже отдельный намек, который причинит боль в сердце ближнего, «поскольку Тора строго относится к обидам, нанесенным словами, поскольку это очень тяжело для сердец людей, и многие люди воспринимают это жестче, чем имущественные потери».

Давайте задумаемся: как было бы чудесно, если бы жизнь проходила в снисходительном обществе, которое не хранит в памяти слабости и неловкие моменты, но дает возможность стереть их, открыть новую страницу и восстановиться! Если каждый примет на себя обязательство не топтать ногами слабости ближнего, их недостатки и промахи, мы все от этого только выиграем, разве нет? Почему бы каждому не начать вести себя таким образом, пока это правило не станет общепринятым для всех?

Более того, мы бы очень хотели, чтобы и на Небесах забывали те неприятные моменты, происходившие с нами, которые мы сами желаем забыть. Каждому, кто будет поступать так с ближним, обещано, что так же поступят с ним свыше, по принципу «мера за меру». Можно ли представить себе большее благо?

В Мишне Авот (2:10) сказано: «Пусть почет твоего товарища будет важнее для тебя, чем твой собственный», и сразу вслед за этим говорится: «Раскайся за день до смерти». В чем связь между этими высказываниями?

Можно сказать, что иногда случается так, что человек видит самую большую ошибку другого, и ему трудно сдержаться, чтобы не посмеяться над ней. Но нужно помнить, что человеку неведомо, когда завершится отпущенный ему срок, и наступит конец его жизни. Он не знает, когда покинет этот мир, поэтому ему нужно раскаиваться в грехах и возвращаться к Творцу каждый день. В тот момент, когда тебе представится возможность посмеяться над другом, подумай, что это, быть может, последнее мгновение, которое тебе постановлено прожить в этом мире. Как же, в таком случае, ты можешь не проявить осторожности в уважении к ближнему?

Рассказывает рав Аарон Твисиг: гаон раби Ихезкель Абрамский — кем же был этот раби Ихезкель? Можно рассказывать о нем бесконечно. Это еврей, который работал раввином во многих городах в разных странах, а приехав сюда, стал главой ешивы Слободка. Он вытерпел страшные страдания в России среди коммунистов, адские муки, которые невозможно описать, и написал двадцать пять частей книги «Хазон Ихезкель» к Тосефте. Умер он в 1976 году, завещав, чтобы во время похорон рядом с ним положили все двадцать пять томов его книги.

Однажды он молился в одном бейт-мидраше, а ведущий молитву там не очень хорошо умел читать. Одну ошибку в тексте община еще может пропустить, но когда тот стал ошибаться снова и снова, народ начал смеяться. Все, кроме раби Ихезкеля. Он продолжал стоять в сосредоточенности и серьезным настроем. По натуре человек в такой ситуации не может сдержаться, но он оставался предельно собранным.

После молитвы один из учеников спросил его: «Учитель наш, глава ешивы, мне все удалось понять, но в таком-то месте, где просто невозможно было сдержаться и не засмеяться, и все действительно разразились смехом, как Вам удалось сохранять серьезность?»

Послушайте же ответ одного из великих мудрецов Израиля и «князя Торы».

Вот что ответил этому ученику раби Ихезкель: «В ту секунду, когда он допустил эту ошибку, и невозможно было услышать это без улыбки, в моей голове промелькнуло высказывание мудрецов: «У того, кто заставляет лицо другого побелеть прилюдно (кто позорит его), нет доли в будущем мире». Я подумал про себя: «Хецкель, Хецкель, ты написал двадцать пять томов комментария к Тосефте, преподавал Тору, так много сделал. Ты был раввином в Лондоне, тебя все любили, ты так много служил Творцу. И все это теперь полетит на свалку? Ничто из этого не вспомнят, поскольку не будет доли в будущем мире?»

В тот момент я представил это высказывание мудрецов у себя перед глазами, и это помогло мне оставаться серьезным, несмотря на все, что делал ведущий молитву. Я думал о том, что здесь происходит».

Очевидно, не каждый из нас таков, как раби Ихезкель Абрамский, но нам важно выучить для себя это правило. Когда один, не дай Бог, вызывает стыд у другого, подумайте, чем это может обернуться для самого позорящего!
(По материалам toldot.ru)

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.» (Матфея 7:12)

«Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну.» (Исаия 43:25)


 
BenhorinДата: Суббота, 29.05.2021, 10:21 | Сообщение # 377


Группа: Администраторы
Сообщений: 1705
Статус: Offline
Наши мудрецы говорят, что Потоп называют именем Ноаха, как сказано у пророка Йешаяу (афтара главы Ноах): «Ведь воды Ноаха это мне» — за то, что он не просил у Всевышнего милосердия о своем поколении, и они были стерты с лица земли.

Это непонятно. Он ведь сто двадцать лет строил ковчег, укорял их, и все было совершенно бесполезно. Ни один из них не присоединился к Ноаху! Откуда было ему знать, что молитва могла бы помочь отменить приговор, вынесенный миру?
Видимо, он должен был попытаться. Ведь это вменяется ему в вину – «воды Ноаха».

А мы, сколько бед могли бы сэкономить часы молитвы и взывания к Всевышнему! Кто знает, что там записано на наше имя, что, не дай Бог, вменяется нам в вину?

Когда человек предстанет перед Богом…
Был он аврехом, всю жизнь учил Тору, Всевышний был им доволен, и люди были довольны, растил семью в доме Торе, пришел Наверх с выученным на протяжении жизни… А там ему вдруг говорят, что он убил множество людей!

Он – убийца? Да он за всю жизнь и мухи не тронул! Тут какая-то ошибка, наверное, его перепутали с кем-то.

На Небесах нет путаницы. Речь именно о нем!

Ну, он предполагает, может быть, речь идет о том, что он кого-то опозорил, о чем сказано: «Каждый, кто позорит другого перед многими, как будто проливает кровь». Но все-таки это лишь «как будто». Сказано: «Каждый, кто гневается, как будто служит идолам», а гордец – как будто отрицает всю Тору. Но мудрецы пишут, что если сказано «как будто», это все-таки не совсем равно самому греху.

Однако это не однозначное правило. Ведь Тосафот (Сота, 10б) говорят, что в случае позора для ближнего тоже есть закон «лучше пусть тебя убьют, но не нарушишь запрет», а Рабейну Йона пишет, что для человека позор горше смерти, так что здесь есть «пыль» убийства.

Но здесь имеется в виду убийство в самом прямом смысле! Из-за тебя многие умерли! Из-за тебя, да-да!
Что-то тут непонятно. Это ведь мир истины, как же ему тут «шьют дело»?

Что ж, открывают перед ним Гемару (Недарим, 40а): «Каждый, кто посещает больного, приводит его к жизни, а тот, кто не посещает – приводит его к смерти». Ведь тот, кто посещает больного, наполняется жалостью к нему и просит Всевышнего о милосердии от всего сердца, и поэтому приводит его к жизни. Если же он не навещает – даже если он молится о нем дома, его молитва не идет из глубины сердца и не оказывает своего действия. Получается, что, игнорируя больного, он привел к его гибели.

Скольких больных ты не посещал, а когда и посещал – не молился, не отменял приговор, не смягчал его, и они умерли – из-за тебя!

Он будет в шоке: «Я? Своей молитвой? Да разве я в силах был смягчить приговор, заменить смерть жизнью? Я же был простым аврехом, что вы от меня хотите!»

Но Гемара-то прямо говорит: «Каждый, кто посещает больного…», «каждый, кто не посещает…»
Каждый человек «ведь Ты слышишь молитвы каждых уст народа Твоего Израиля, с милостью»!

Наша молитва в силах спасти другого, а «молитва самого больного лучше, чем молитва других о нем, и она скорее принимается» (Раши, Берешит, 21). Сколько жизни, здоровья, мира, изобилия блага и удачи мы можем принести в свою жизнь благодаря молитве!
(Рав Яаков Галинский, beerot.ru)

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.» (Матфея 25:31-40)


 
BenhorinДата: Среда, 30.06.2021, 19:46 | Сообщение # 378


Группа: Администраторы
Сообщений: 1705
Статус: Offline
Любовь к ближнему и любовь к Всевышнему - это одно и то же. Они зависят друг от друга.
«Посредством любви к ближнему любят Всевышнего». Когда я люблю ближнего, я тем самым люблю Всевышнего.
Почему? Ибо в каждом человеке есть часть Бога Свыше.
И из любви к ближнему, внутреннего содержания в нем, когда я люблю ближнего, то есть, когда я люблю его душу, которая «часть Бога Свыше», само собой, тем самым, любят Всевышнего.
(Рав Ицхак Гинзбург)

«Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1-е Иоанна 4:20)

«Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.» (Галатам 5:14)

«Люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь.» (Левит 19:18)


 
BenhorinДата: Среда, 30.06.2021, 20:12 | Сообщение # 379


Группа: Администраторы
Сообщений: 1705
Статус: Offline
Тот, Кто создал день, создаст и пищу на этот день. А тот, кто имеет достаточно пищи на сегодня, но говорит: Что я буду есть завтра? - числится среди маловерных.
(Раби Элиэзера из Модиина)

«Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.» (Матфея 6:31-33)

 
BenhorinДата: Четверг, 29.07.2021, 10:10 | Сообщение # 380


Группа: Администраторы
Сообщений: 1705
Статус: Offline
«И приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского.» (Исход 6:7)

Вот что провозгласил Бог в качестве позитивной цели освобождения из Египта. Используя современную идиому, можно сказать, что Бог хотел создать не «церковную конгрегацию» для поклонения Ему, а народ, нацию, общество. В результате этого освобождения должно было появиться государство, чье существование полностью было бы связано с Богом, строилось и формировалось бы Им и было посвящено Ему. И установлением пасхального жертвоприношения Бог заложил основы этой новой структуры.

Давайте посмотрим, как Бо подходил к строительству такого государства.
Люди, с которыми Он его создавал, когда-то были рабами, следовательно, они не обладали идентификацией, собственностью, не имели семей: «Тело раба принадлежит его хозяину» (Кидушин 16а); «Раб не имеет происхождения» (Кидушин 69а); «То, что приобрел раб, становится собственностью его хозяина» (Песахим 88б).
Говоря им: «Они должны взять каждый для себя», Бог, на глазах у их хозяев (десятого нисана, за день до наступления тьмы), наделил этих рабов личностными особенностями и собственностью. Своим указом, что личность может «взять» одного ягненка и зарезать его, чтобы его мясом воспользовались и другие личности, из чего следовало бы, что один человек наделяется правом действовать от лица других как в гражданских, так и в религиозных делах, Бог провозглашал, что все равны перед Ним и перед Его Законом. Эту концепцию выражает постановление Талмуда: «Доверенное лицо человека - все равно, что он сам» (Кидушин 41, 42).

Приняв этих людей под Свое покровительство и наделив их личной независимостью и законными правами, Бог, как строитель государства, прежде всего собирает их в семьи. Эти семейные связи являются как восходящими, так и нисходящими. Восходящие: связи, которые объединяют детей с их родителями, даже детей, состоящих в браке и уже имеющих собственных детей, вокруг дедов и прадедов в отчем доме.
Нисходящие: связи, объединяющие родителей с их детьми, при которых дети имеют возможность создать собственный дом, где они вновь будут жить для и в своем потомстве, как их родители жили для них и будут продолжать жить в них.
Но в этой государственной структуре даже восходящие семейные связи должны основываться на свободной воле, а не на принуждении. Благодаря положению «... и если хозяйство будет слишком малочисленным», Закон допускает самоопределение в системе семьи. «Нельзя зарезать пасхального ягненка от имени взрослого сына или дочери, или от имени раба-еврея, мужчины или женщины, или от имени жены, без их явного согласия» (Песахим 88а).

Закон, наделяющий человека личной независимостью, равенством, правом владеть собственностью, правом сохранять связи кровного родства, свободой выбора, по которому индивидуумы объединяются в отдельные семьи, - вот основа государства, построенного Богом. Однако этот закон, заключая людей в семейную оболочку и защищая от вторжения извне, содержит в себе и некий разделяющий элемент. Что же тогда в еврейском государстве связывает одну семью с другой так, что, объединяясь, они образуют единое, цельное общество?
Такой связью, как и в других формирующих государство системах, является идея взаимонеобходимости, цель которой - доказать слабость индивидуума и вырвать его из эгоистической изоляции, внушая мысль, что забота о собственном благополучии включает в себя и заботу о благополучии соседа. Поистине, Божественная система государственного строительства, кроме всего прочего, базируется и на взаимной необходимости; но это та необходимость, которая порождена изобилием, необходимость исполнять свой долг с помощью соседа. «Если же хозяйство будет слишком малочисленным...» Таков закон, который должен построить еврейское государство. Не бедные нуждаются в богатых, а богатым нужны бедные. Пусть тот, чей собственный дом слишком мал, чтобы вместить те благословения, которые послал ему Бог, разыщет соседа, чтобы этот сосед мог дать ему еще души, которые бы пользовались его изобилием и таким образом помогали ему исполнять его долг. Бог может обеспечить бедных и без помощи богатых, но без бедных богатые не могут исполнить своего предназначения. В государстве, созданном Богом, не соображения личной необходимости, а чувство долга, заповедь, объединяет одну семью с другой, соединяя индивидуальности в одну национальную общность. Лишь такое сцементированное общество, на страже которого стоит справедливость и которое связано праведностью, породит формальную национальную структуру, способную вместе со своими лидерами стать «собранием общины Израиля».

Израиль - это национальное общность. עדה (община) означает независимые составные части, которые ответственны за выполнение миссии нации. קהל (собрание) означает власти, которые осуществляют административные функции и руководство.

В этот момент вступления в новую жизнь каждый индивидуум, каждая семья, каждый дом и вся община - и в целом, и каждая ее составная часть, - должны рассматривать себя в своем отношении к Богу как שה (ягненок); каждая составная часть должна посвятить себя тому, чтобы быть «Его паствой», воспринимать Бога, как своего Пастыря, отдаться Его водительству и руководству. С того момента, когда Бог принимает на Себя бремя руководства нами, наше представление о Боге, как о нашем Пастыре, и о нас самих, как о Его пастве, становится основой нашего отношения к Богу и отношения Бога к нам.
Нам заповедано ежедневно возносить на жертвенник «одну овцу утром» и «одну овцу в межвечерье». Эти указания символизируют то, как отныне Израиль должен представляться Богу и посвящать себя Своему Богу в начале и конце каждого дня; они представляют собой не что иное, как продолжение и многократное повторение того момента, когда Израиль впервые, как ягненок, отправился по своему пути сквозь историю, отдавшись водительству Бога, Пастыря Израиля.
(Рав Шимшон Рафаэль Гирш)

«Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.» (1-е Петра 2:9-10)

«Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться.» (Псалтирь 22:1)

«Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.» (Иоанна 10:11)


 
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Изучаем Библию » Святость достигается жизнью среди других людей
  • Страница 26 из 26
  • «
  • 1
  • 2
  • 24
  • 25
  • 26
Поиск: