[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Изучаем Библию » Святость достигается жизнью среди других людей
Святость достигается жизнью среди других людей
BenhorinДата: Пятница, 29.03.2019, 12:55 | Сообщение # 226


Группа: Администраторы
Сообщений: 1345
Статус: Offline
С точки зрения иудаизма, злой человек, само собой — неверующий. Как может человек, верящий в Бога Торы, не испытывать, по крайней мере, сочувствия к своим собратьям, которые тоже созданы по образу и подобию Божьему?
(Рав Иосиф Телушкин)

«Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.» (1Иоан.4:20,21)

 
BenhorinДата: Понедельник, 08.04.2019, 09:37 | Сообщение # 227


Группа: Администраторы
Сообщений: 1345
Статус: Offline
Недельная глава Торы Мецора - מְצֹרָע - Прокаженный.
Эта глава читается перед или сразу после Песаха и, естественно, должна быть связана с этим праздником. Рав Элияhу Гладштейн указывает на одну из этих глубинных связей.
Глава говорит об очищении человека после выздоровления от духовного заболевания צרעת цараат. Несколько причин этого заболевания связано с речью, в том числе с лашон hа-ра и מוצא שם רע моце шем ра, то есть со сплетнями и злословием.
Слово פסח Песах можно прочитать как два слова פה пэ, סח сах – дословно: рот (или более художественно: уста) говорящий. То есть один из самых важных аспектов Песаха – освобождение речи.
Пар'о - фараон - можно прочитать, как пэ ра – уста зла.
А место, где евреи освободились, פי החירת Пи-hа-Хирот буквально - уста свободы.
Вот такая получается концепция: речь, загоняющая нас в рабство, и речь, могущая сделать на свободными.
Речь, загоняющая нас в рабство низкой самооценки и жесткой критики, – это часто речь, произнесенная нашими родителями и учителями в нашем детстве. Когда наши ошибки или слабости, мы, зачастую не подозревая, ассоциировали с нашей сущностью: ты плохой мальчик, ты плохая девочка, ты эгоист и так делее. И говорилось это таким тоном, что ребенок начинал думать, что он вообще самый плохой человек на этой планете. Как следствие такого внушения эти голоса – то есть фараон – сидят внутри каждого из нас и погоняют, и наказывают.
Реакцией на низкую самооценку появляются голоса гордыни и перфекционизма, не только унижающие и нас, и других людей, но и ставящие перед нами настолько завышенные задачи («остальные не могут, а ты-то можешь!»), что мы трудимся день и ночь, пытаясь доказать нашему фараону, что мы хорошие. Но доказать это невозможно, потому что сама попытка что-то доказать указывает на неуверенность человека, а под голосом, заставляющим человека бесполезно бегать, и сидит чувство неуверенности, которое будет существовать пока мы будем что-то ему доказывать.

Другой аспект рабской речи – грубость, пошлость, цинизм.
Так не говорят дети Царя.
И самый низ рабства – когда у твоей души уже как бы нет голоса.
С другой стороны, слова лечат. Искусство внутреннего диалога мне видится одним из самых важных видов искусств, которым может и должен научиться человек. Освободить речь от грубости, цинизма, от непозитивной критики.
Слова, приносящие внутрь человека свет, любовь, мудрость и, не побоюсь сказать, святость, выводят и речь, и самого человека из рабства.
Но мы не можем это сделать Сами.
Слова Торы: «Не причиняй боль словами и, в первую очередь, себе» – это не наши слова. Это слова Всевышнего, обращенные к нам.
Слова: «Ты создан по образу и подобию Меня и ты Мой ребенок, и поэтому тебе не нужно никому доказывать ни свою значимость, ни свою уникальность, ни свою ценность, – это все является данностью, потому что твоя сущность – это бесценная душа, созданная Мной» – это не наши слова.
Это слова Всевышнего, обращенные к нам.

Когда мы учимся слышать слова Творца через Тору, пророков, мудрецов, говорящих нам, мы понимаем, что это Он выводит нас из нашего Египта.
Чей друг язык наш?
Мы должны, говорят комментаторы, каждый день вспоминать о выходе из Египта, то есть каждый день освобождать свою речь.
מצרע Мецора – в этом слове есть также צר цар - узость, מצרים Мицраим - Египет.
Тора указывает, что практически все проблемы человечества связаны с речью.
Лашон hа-ра буквально - язык зла. Язык Нахаша («И змей... сказал женщине», Берешит 3:1).
Комментаторы указывают, что евреи попали в Египет из-за лашон hа-ра: Йосеф «доводил худые вести» (Берешит 37:2) на братьев, а они тоже «не могли говорить с ним дружелюбно» (Берешит 37:4).
Добавим к этому. Ари Заль указывает, что евреи в Египте – это воплощение поколения Вавилонской башни. С чего началось построение Вавилонской башни? «И сказали друг другу: «Давайте сделаем кирпичи... Давайте построим себе город и башню головой до небес...» (Берешит 11:3-4).
«Сефер Йецира» пишет, что кирпичи – это буквы, башня до небес – идеология.
Мы все – и кто постарше, и кто помоложе – родом из страны, где построили башню до небес, чтобы «создать себе имя» и вытеснить Творца «за ненадобностью».
А из-за чего был такой гнет в Египте?
После того как фараон узнал, что Моше-рабейну убил египтянина, Моше сказал: «Так, известно дело» (Шмот 2:14). Он, свидетельствуют комментаторы, понял, из-за чего гнет: евреи доносили друг на друга.
Избавление, как указывают мудрецы, произошло также из-за того, что евреи перестали доносить и говорить лашон hа-ра (Ялкут Шимони, Ваикра раба).
Почему именно прегрешения, связанные с языком, так страшны?
В прекрасной книге по урокам рава Моше Шапиро «Из глубин» в разделе о недельной главе «Тазриа», вы можете получить подробный ответ. Тут же я скажу буквально пару слов.
Речь соединяет внутреннее и наружное, верхнее и нижние, скрытое и явное, духовное и материальное.
Речь делает человека наиболее подобным Творцу, чья речь строит и поддерживает миры.
Речь может создать фантастическую гармонию или разрушать все.
Человек, произносящий лашон hа-ра, разрушает не только связь между людьми, но и самого себя. Используя самый сильный инструмент для противоположных целей, он опускает себя ниже червя. Он фактически уже хуже, чем мертвец.
Поэтому процесс его очищения один из самых сложных в Торе.
(Рав Ефим Свирский)

«Ибо от избытка сердца говорят уста... Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.» (Матфея 12:34-37)

 
BenhorinДата: Пятница, 12.04.2019, 10:23 | Сообщение # 228


Группа: Администраторы
Сообщений: 1345
Статус: Offline
То, как Божественная душа побеждает животную, подобно тому, как свет побеждает тьму. Чтобы рассеять тьму, свет не должен оказывать на нее активного давления – тьму не разгоняют палкой, тьма просто перестает существовать в присутствии света. Подобно этому, как только мы – изучая Тору и исполняя заповеди – позволяем святости нашей Божественной души раскрыться и воссиять, эгоистичность нашей животной души устраняется.
(Сефер Амаамарим 5691)

«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.» (Римлянам 12:21)

«Уклоняйся от зла и делай добро.» (1-е Петра 3:11)

«Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.» (Матфея 5:14-16)


 
BenhorinДата: Понедельник, 15.04.2019, 14:34 | Сообщение # 229


Группа: Администраторы
Сообщений: 1345
Статус: Offline
Пусть каждый спросит себя: в чем тогда проявляется царство Божие, если народ Божий ноет и жалуется? Разве это называется царством? Если весь народ недоволен своим Царем, если он ропщет и жалуется, все время пребывая в унынии – разве таково царство Божие? Нет большего позора для царствия Божьего, чем человек, пребывающий в унынии.
(Рав Шалом Аруш)

«Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.» (Филиппийцам 4:4)

 
BenhorinДата: Среда, 17.04.2019, 08:58 | Сообщение # 230


Группа: Администраторы
Сообщений: 1345
Статус: Offline
Следует действовать, отбросив все расчеты, просто действовать. Не ваше дело взвешивать все если и где. Ваше дело определить как. Действуйте и увидите чудеса.
(Обретение неба на Земле. Раби Менахем Мендел Шнеерсон)

«Ибо мы ходим верою, а не видением.» (2-е Коринфянам 5:7)

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.» (Евреям 11:1)

«Итак, доколе есть время, будем делать добро всем...» (Галатам 6:10)


 
BenhorinДата: Среда, 24.04.2019, 11:19 | Сообщение # 231


Группа: Администраторы
Сообщений: 1345
Статус: Offline
Знай, что каждого, даже полного злодея, следует судить с хорошей стороны. Следует искать и находить в нем хоть немного хорошего, и в этом немногом - он не злодей.
И тем, что ты обнаруживаешь в нем что-то хорошее и судишь его с хорошей стороны, ты воистину оборачиваешь его к добру и можешь подвигнуть к раскаянию...
(Раби Нахман из Брацлава)

«Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя.» (Притчи 9:8)

 
BenhorinДата: Суббота, 27.04.2019, 16:23 | Сообщение # 232


Группа: Администраторы
Сообщений: 1345
Статус: Offline
Иаков посмотрел на Иосифа и увидел хорошего сына. Десять братьев посмотрели на Иосифа и увидели непутевого мечтателя. Купцы посмотрели на Иосифа и увидели раба. Потифар посмотрел на Иосифа и увидел отличного слугу. Жена Потифара посмотрела на Иосифа и увидела потенциального любовника. Тюремные стражи увидели в Иосифе заключенного. Как они все ошибались! Бог посмотрел на Иосифа и увидел будущего премьер-министра Египта!
Не будьте обескуражены тем, что другие люди видят в вас. Вдохновитесь тем, кого в вас видит Бог! Не стоит недооценивать другого человека рядом с вами, потому что вы не знаете, что Господь вложил в этого человека... Не забывайте, что Давид получил помазание на царство будучи еще ребенком, пасущим овец. Есфирь была простой девочкой-сиротой, но она была будущей царицей...
Не имеет значения, как на вас смотрят другие люди. Важно то, как вас видит Бог...
А Бог сотворил нас по Своему образу и пошел за нас на смерть.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.»(Иоанна 3:16)

«Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной...» (Псалтирь 22:4)

«Не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой.» (Исаия 43:1)


 
BenhorinДата: Среда, 08.05.2019, 08:51 | Сообщение # 233


Группа: Администраторы
Сообщений: 1345
Статус: Offline
«Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним.» (Исход 23:4,5)

Тора говорит тебе - «помогай своим врагам», и оказывается - у тебя нет врагов!
(Рав Арье Кармель)

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.» (Матфея 5:44-48)


 
BenhorinДата: Понедельник, 20.05.2019, 14:46 | Сообщение # 234


Группа: Администраторы
Сообщений: 1345
Статус: Offline
Бог создал человека из праха земного и вдохнул ему в ноздри дыхание жизни, и стал человек живой душой (Берешит 2:7).
Выражение «живой душой» (нефеш хая) определяется как душа, которая может говорить. Человек возвышается над всеми творениями тем, что Бог наградил его даром речи. Но этот дар следует применять по назначению — ради достойной цели. А кто пользуется им, чтобы плохо говорить о людях, считается ниже зверя. Зверь не может причинить вреда словом, а человек словом может убить.
(Рав Зелиг Плискин)

«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.» (Ефесянам 4:29)

«Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.» (Матфея 12:36,37)


 
BenhorinДата: Среда, 29.05.2019, 08:22 | Сообщение # 235


Группа: Администраторы
Сообщений: 1345
Статус: Offline
Когда зло пытается соблазнить человека, оно искушает его тем, что призывает стать во всем слишком большим праведником.
(Рабби Иехиэль Михл из Злочова)

«Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.» (Луки 18:9-14)

«Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе.» (Римлянам 12:16)


 
BenhorinДата: Четверг, 30.05.2019, 10:15 | Сообщение # 236


Группа: Администраторы
Сообщений: 1345
Статус: Offline
«Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей.» (Псалтирь 117:8,9)

По словам Виленского Гаона, стих подчеркивает, что лучше надеяться на Всевышнего даже в том, что Он тебе не обещал, нежели надеяться на человека даже в том, что он обещал.

«Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа... Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование - Господь.» (Иеремия 17:5-7)

 
BenhorinДата: Вторник, 04.06.2019, 09:27 | Сообщение # 237


Группа: Администраторы
Сообщений: 1345
Статус: Offline
«Не гнушайся египтянина, поскольку ты был пришельцем в его земле.» (Дварим 23:8)
Удивительно, насколько велико требование благодарности, которое предъявляет к нам Тора. Даже по отношению к египтянам, которые безжалостно порабощали евреев и бросали еврейских детей в Нил, мы должны испытывать чувство благодарности, поскольку они предоставили евреям жилье во время голода. Требование благодарности является одним из центральных в иудаизме. У всех мудрецов Торы можно увидеть особенную признательность каждому, кто сделал даже самое небольшое добро по отношению к ним.
(По материалам imrey.org)

«Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.» (Римлянам 13:8)

 
BenhorinДата: Четверг, 06.06.2019, 09:13 | Сообщение # 238


Группа: Администраторы
Сообщений: 1345
Статус: Offline
Стремление утолить малейшее желание плоти, ухватить побольше жизненных благ, окружить себя всевозможными удобствами и роскошью — вот те силы, что скрывают Божественный свет, который таится в каждом сердце.
(Вечность и суета, с. 136)

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.» (1-е Иоанна 2:15-17)

«Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога?» (Иакова 4:4)

«Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.» (Римлянам 8:5-9)


 
BenhorinДата: Вторник, 11.06.2019, 09:08 | Сообщение # 239


Группа: Администраторы
Сообщений: 1345
Статус: Offline
Если есть хотя бы подозрение, что молчание может быть принято как согласие с неправильными действиями, нет выбора: приятно это или нет, наш долг — высказать свое мнение, хотя бы вкратце.
(Война и мир в Святой Стране, Ребе Менахем Мендл Шнеерсон)

«Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху.» (2Тим.4:2,3)

 
BenhorinДата: Четверг, 13.06.2019, 07:35 | Сообщение # 240


Группа: Администраторы
Сообщений: 1345
Статус: Offline
Мир вовсе не логичен, не разумен. Борись с ним его же оружием: делая что-то доброе, делай это без особых причин.
(Рав Менахем Мендл Шнеерсон, Обретение Неба на Земле)

«Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем.» (Галатам 6:9,10)

 
Бейт Мидраш » בית מדרש - Бейт Мидраш » Изучаем Библию » Святость достигается жизнью среди других людей
Поиск: